Поиск

Продолжая традиции прошлого

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

О современном церковном искусстве.

Гуляя по Москве, я часто захожу в храмы. И всегда спрашиваю, кто трудился над их убранством, особенно если вижу что-то интересное или даже выдающееся. Однако на мои вопросы люди в основном отвечают: «Не знаем». А жаль. В древности, хотя и не было традиции подписывать иконы, церковное искусство отнюдь не являлось анонимным, средневековые летописи упоминают имена иконописцев и резчиков — Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и других. В настоящее время в столице живут и работают замечательные мастера, и хочется, чтобы москвичи о них знали. Ниже речь пойдет о двух таких мастерах — супругах Сергее Сергеевиче Антонове и Ирине Павловне Зарон — подлинных служителях красоты.

С. С. Антонов родился в 1957 году в Москве. Окончил отделение монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (1979). Член Союза художников России (1987). Участник многих российских и международных выставок, не раз выставлялся персонально. Преподавал на кафедре скульптуры МАрхИ (1999–2006). Автор многих монументальных произведений, выполненных для Москвы и других городов страны. Также его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в отечественных и зарубежных музеях и частных собраниях.

И. П. Зарон родилась в 1953 году во Владикавказе. Первым ее учителем живописи был отец — заслуженный художник РСФСР Павел Миронович Зарон (1915–1991). Она окончила отделение монументальной живописи МВХПУ (мастерская Г. М. Коржева). Член Союза художников России (1982). С 1972 года участвует в выставках. Ее произведения приобретены Государственным Русским музеем, музеями и частными коллекционерами России и других стран.

В начале 1990-х Сергей Антонов и Ирина Зарон пришли в Церковь, помогали восстанавливать храм Святителя Николая в Голутвинском переулке. Настоятель, узнав, что они профессиональные художники, предложил им сделать иконостас. Это был первый опыт работы художников в церковном искусстве. С тех пор вот уже более четверти века Сергей Сергеевич и Ирина Павловна трудятся для Церкви.

Отличительной особенностью обоих мастеров является то, что они мыслят храм как единое пространство, всецело подчиненное литургии, вырастающее из нее и, соответственно, созидаемое по единому художественному замыслу. Впервые им удалось осуществить подобное в небольшой надвратной трехпридельной церкви Андреевского монастыря. Доминантой иконографической программы здесь были избраны сюжеты, связанные с почитанием Божией Матери.

Над росписью надвратного храма и созданием его иконостасов Сергей и Ирина трудились более 10 лет. Пространство храма вытянуто вверх; расстояние от входа до алтарной преграды составляет всего несколько метров. Оформить такой объем оказалось непросто, малейшее излишество в росписи его перегрузило бы, создав впечатление тесноты. Поэтому роспись решили сделать только на своде, да и то максимально легкую и прозрачную, словно облачное небо, где едва различимы композиции «Покров Пресвятой Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Успение». Живопись почти монохромная, с преобладанием охры разных оттенков. Охрой выкрашены и стены; на половине их высоты по всему периметру проходит надпись — слова из тропаря Покрова Пресвятой Богородицы, — прерываемая в середине каждой стены небольшим изящным резным крестом.

Роспись в алтаре сделана по тому же принципу: прозрачная, легкая, поч­ти монохромная. Здесь расположена композиция «Похвала Пресвятой Богородицы»: на престоле восседает Богоматерь как Царица Небесная, а вокруг стоят гимнографы, прославившие Ее в своих песнопениях, фрагменты которых начертаны на свитках.

Особое внимание хочется обратить на иконостас, спроектированный С. С. Антоновым. Иконостас высокий, но не кажется тяжеловесным, не давит на предстоящих. Плоская изящная резьба с вкраплением резных надписей, благородный теплый тон дерева гармонируют с иконами, созданными И. П. Зарон, в которых нет ярких цветов и золота: они исполнены утонченно, изысканно и в высшей степени художественно. Общий колорит и икон, и росписей строится на преобладании охристых тонов, но здесь присутствуют красные и зеленые оттенки, осторожно используется золото в разделке одежд. По колориту это напоминает (но не повторяет буквально) иконопись древнего Пскова.

Иконостасы приделов скромные, небольшие, поскольку и сами приделы крошечные. Подобный минимализм практически не свойственен современному церковному искусству, однако здесь он вполне оправдан и не исключает выразительности, скорее наоборот.

В южном приделе поставлено Распятие работы Сергея Сергеевича, своими формами напоминающее древние кресты Русского Севера. Но это, опять же, не копия, а свободный парафраз древней традиции.

В целом внутреннее убранство церкви представляет собой оригинальный высокохудожественный ансамбль, в котором современное органично сплетено с традиционным.

Еще более оригинальный авторский замысел реализован в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Храм построен на рубеже XVII–XVIII веков предположительно знаменитым московским зодчим Д. В. Ухтомским (1719–1774). В небольшом приделе преподобного Серафима Саровского Сергей Сергеевич сделал необычный иконостас, а Ирина Павловна расписала свод алтарной апсиды. Художники трудились здесь два года (2012–2014), и убранство этого придела уже стало московской достопримечательностью…