Поиск

Предвестник стиля модерн

Предвестник стиля модерн

Дом Рюминых. Вид заднего фасада


Дом Рюминых

Об архитекторе Жюльене Францевиче Тибо (1812–1858).

В нескольких километрах от МКАД к востоку от Москвы расположено удивительное историческое место, которое почему-то стали называть усадьбой Соколово-Кучино. В действительности же на крутой горе, возвышающейся над речкой Пехоркой и старинным прудом, как минимум с середины XVI века до 1804 года стояло село Соколово с приписанной к нему деревней Кучино. Древний хвойный лес подступал вплотную к селу с трех сторон. Деревня находилась на противоположном низком берегу Пехорки.

Заметим, что Соколово селом в обычном понимании слова никогда не являлось. Во все времена это была усадьба с несколькими строениями для дворовых людей, службами и церковью. В нескольких сотнях метров от господского дома гора обрывалась вниз глубоким и широким оврагом, по дну которого протекал ручей, впадающий в Пехорку.

В середине XIX века очередные владельцы Соколова Рюмины превратили имение в настоящее произведение архитектурно-ландшафтного искусства. Однако о создателе всей этой красоты — архитекторе Жюльене Францевиче Тибо — практически ничего не известно. С этим фактом я столкнулась, начав в 2013 году исследования, посвященные селу Соколово.

В предельно лаконичных публикациях о Тибо приводились одни и те же скупые сведения: дата рождения (как потом выяснилось, недостоверная), информация о получении им звания неклассного художника архитектуры, о его службе в данном качестве на московском почтамте, о том, как он с юности самостоятельно искал себе заказы. Ни слова о семье. Дата смерти отсутствует. Восполнить некоторые из указанных пробелов удалось только после продолжительных поисков (перечень использованных источников см. в конце статьи). Итак…

В России в XIX веке проживали несколько французских подданных Тибо. Написание их фамилий на французском языке различалось. Наши герои подписывались Thibeaux-Brignolle. Бриньоль — город на юге Франции, где родился отец архитектора Франц Иулианович (1776–1851). Вторую часть фамилии приняли его сыновья как раз для того, чтобы их не путали с другими Тибо.

В начале XIX века Франц Иулианович прибыл в Санкт-Петербург и в 1804 году поступил на службу в Дирекцию императорских театров. Там он прослужил восемь лет столярным мастером. Вероятно, такое положение его не вполне удовлетворяло, потому что Ф. И. Тибо состоял еще инспектором по ремесленной части Императорского фарфорового завода, о чем гласит адрес-календарь за 1805 год. Работая же «по деревянной части», талантливый француз изобрел ряд полезных приспособлений и впоследствии получил должность театрального машиниста-механика, отвечая за подвижные декорации на постановках знаменитого балетмейстера Шарля Дидло.

Наконец Франц Иулианович решил осуществить свою давнюю мечту — завести собственное небольшое производство. В 1821 году он открыл суконную фабрику в деревне Емельяновке под Петербургом. Однако дело сорвалось из-за денежного спора, возникшего между Тибо и нанятым им управляющим. В спор вмешалась полиция… Пришлось возвращаться в театр.

Жена Ф. И. Тибо Терезия Хольмеус (?–1835) родилась в герцогстве Голштейн. В архиве французского города Нанта хранится документ о ее крещении (1788). В Петербурге супруги были прихожанами католической церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. В метрической книге этой церкви есть записи о рождении у них детей Федора, Жюльена, Петра, Иосифа и Марии-Анны. Отцом значится Франц Тибо, но поскольку дети появились на свет до венчания, они считались незаконнорожденными — даже после того, как Франц и Терезия обвенчались (1827). По какой-то причине имена детей не внесли в церковную запись о заключении брака. Исправить ситуацию удалось в 1830-х годах, когда Франц Иулианович оформил соответствующую бумагу во французском консульстве в присутствии нескольких уважаемых свидетелей.

Старший сын Федор (1810–?) в 17 лет получил должность письмоводителя в комиссии о построении Исаакиевского собора при архитекторе О. Монферране. Потом окончил Петербургский университет и стал учителем гимназии. Служил библиотекарем, воспитателем приготовительных классов, преподавал французскую словесность, статистику и географию.

Петр (1819–1884) управлял дворянскими имениями в Орловской, Смоленской, Полтавской губерниях, увлекался естественнонаучными исследованиями.

Иосиф (1820–?) после окончания Академии художеств (1844) исполнял должность городского архитектора в Орле, где прожил до конца своих дней.

Отец не имел достаточно средств, чтобы обучать детей в Академии художеств за свой счет. Однако профессора академии вели группы вольноприходящих учеников из небогатых семей. Несколько лет эти ученики практиковались в чертежных мастерских, а также непосредственно на строительстве зданий, после чего могли получить звание свободного художника архитектуры, дававшее право работать самостоятельно. Жюльен и Иосиф занимались у А. П. Брюллова, Петр — у П. Гонзаго.

Жюльен Тибо завершил обучение в 1836 году, выполнив проект соборной церкви. Когда он переехал из Петербурга в Москву, установить пока не удалось. Но известно, что 1834 году Николай Гаврилович Рюмин (1793–1870) — видный государственный и общественный деятель, миллионер, меценат — уже приобрел соколовское имение и обдумывал его обустройство. Кроме того, к тому времени был построен дом Рюминых на Воздвиженке, автором проекта которого являлся Жюльен Францевич. Работы в усадьбе развернулись где-то к началу 1840-х годов…