Поиск

«Необъятная бездна звездного океана»

«Необъятная бездна звездного океана»

А.М. Васнецов. После дождя. Фрагмент. Холст, масло. 1887 год


А. М. Васнецов. Облака. Холст, масло. 1880‑е годы.  Мемориальный музей‑квартира А. М. Васнецова

Астрономические увлечения художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933).

Аполлинарий Михайлович Васнецов — живописец, график, театральный художник — находился как бы в тени своего прославленного старшего брата Виктора Михайловича, но не являлся его подражателем, а остался в истории искусства как яркий самобытный мастер, автор обширной серии видов средневековой Москвы, сочетающих историческую и археологическую точность с большой поэтичностью. Москвичам А. М. Васнецов известен и как видный краевед: в 1919–1930 годах он возглавлял (в качестве председателя и почетного председателя) общество «Старая Москва».

Круг его интересов был разнообразен — история, археология, этнография, архитектура, геология… Но немногие знают о том, что художник серьезно изучал и астрономию, которой увлекался на протяжении долгих лет. Эта сторона жизни Аполлинария Михайловича мало изучена, хотя упоминания на сей счет иногда в литературе встречаются. В данной статье впервые исследуются его произведения, посвященные астрономической теме, приводятся новые архивные материалы.

* * *

Любовь к астрономии, к звездному небу привил Аполлинарию его отец Михаил Васильевич, учивший сына отличать звезды от планет, показывавший ему главные созвездия и местонахождение Полярной звезды на небесном своде. Уже в детстве мальчик имел представление о движении Земли и Луны, лунных фазах и так далее. Всей семьей Васнецовы наблюдали метеориты и кометы, в том числе комету Донати в 1858 году, солнечное затмение 1867 года, прохождение Меркурия через диск Солнца.

Любимым чтением в семье была книга французского физика Франсуа Араго «Общепонятная астрономия». В библиотеке Мемориального музея-квартиры художника (Фурманный переулок, 6) сохранились издания, которые Аполлинарий Михайлович внимательно изучал: «Звездный атлас для небесных наблюдений» Я. Е. Мессера, «Путеводитель по небу: Практическое руководство к астрономическим наблюдениям невооруженным глазом и малой трубой» К. Д. Покровского, труды Е. В. Маундера «Наука о звездах», М. В. Мейера «Вселенная: В святилище астрономии и лаборатории природы», А. А. Михайлова «К появлению кометы Галлея»1.

А. М. Васнецова очаровывала Вселенная — бесконечная, содержащая множество иных миров. Будила воображение таинственная сила, эти миры сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью выйдите в поле, лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо, и тогда вам вдруг почувствуется вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. <…> Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащим ей как незримая частица… Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»2. Высказанные здесь мысли находили отражение в васнецовских этюдах и картинах.

С детских лет и до глубокой старости А. М. Васнецов изучал небо, облака и звезды, делал зарисовки, вел записи. Все это теснейшим образом связано с творчеством художника. В Абрамцеве, Киеве, Финляндии он создал около 40 этюдов облаков — писал их рано утром и в полдень, вечерами и лунными ночами, в жару и во время грозы. Небо в пейзаже всегда очень важно, считал Васнецов, особенно привлекательно оно при наличии облаков — «то спокойных, то мятущихся». Во многих полотнах Аполлинария Михайловича небо играет ключевую смыслообразующую роль. Облака, их движение создают определенный ритм — динамичный и быстрый или, напротив, спокойный и величавый. «Мир облаков, — писал художник, — бесконечно разнообразных по форме и краскам, вечно движущихся, постоянно изменяющихся воздушных существ, поистине может считаться одним из прекраснейших явлений природы. Разнообразие характера облаков для пейзажиста служит всегдашней темой его картин. А для любителя природы, исследователя ее тайн — неисчерпаемым материалом для наблюдения»3.

Собственные многолетние наблюдения над этой небесной стихией Аполлинарий Михайлович обобщил в специальной статье «Облака» (Детское чтение. 1891. № 10). Сильнейшее впечатление произвели на него облака, увиденные в Крыму: он назвал их грандиозными, божественными. Тема облаков отражена им в крымских пейзажах — «Новый Симеиз. Сумерки» (1906), «Утесы Дивы и море» (1906), «Прибой у скалы Дивы» (1906). Звучит она и в одной из самых удачных москвоведческих работ Васнецова — «Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927).

Воспринимая мир сквозь призму религиозного сознания, художник восхищался Божиим творением. «В природе нет ничего краше яркой небесной радуги над зеленой роскошной долиной, — утверждал он, — <…> когда группа цветов вдруг загорится, засветится радостью»4. Свои жизнеутверждающие впечатления А. М. Васнецов выразил в панорамном эпическом пейзаже «Весенняя радуга» (1902). С высоты птичьего полета здесь открывается вид на пологий зеленый холм с цветущими яблонями и зеленеющими деревьями. У подножия холма, словно в чаше, раскинулся небольшой городок с церковками на берегу полноводной реки, лентой уходящей к горизонту. В небе над городком стоит яркая радуга, символически объединяющая небо и землю в единое величественное гармоничное целое… Перед нами — идиллическая картина умиротворенной и чистой после дождя природы средней полосы России.

С 1908 года Аполлинарий Михайлович состоял в Московском кружке любителей астрономии, куда входили представители различных профессий — известный астроном А. М. Жданов, врач, доктор медицины Н. Ф. Голубов, педагог В. М. Воинов, брат А. М. Васнецова Виктор Михайлович и другие. Первоначально, еще до организации кружка, как вспоминал художник в статье «Мое увлечение астрономией»5, Василий Михайлович Воинов — знакомый, а потом и родственник Васнецовых6 — приглашал единомышленников к себе домой понаблюдать небо в трехдюймовую подзорную трубу. Затем собрания проходили в реальном училище К. П. Воскресенского7, где Воинов преподавал физику и руководил обсерваторией (заведение располагало двумя телескопами). 12 сентября 1909 года А. М. Васнецов наблюдал в Москве полярное сияние, о чем докладывал на одном из заседаний кружка8, а в 1912-м в Швейцарии, в Цюрихской обсерватории «Урания», — кольцеобразную туманность Лиры.

Ранее, в мае 1910-го, он вел наблюдение за кометой Галлея в селе Демьяново под Клином: «Неужели, думалось мне, не оправдаются мои сорокалетние ожидания и я не увижу кометы Галлея? Но вот, <…> вооружившись биноклем, я отправился в более выгодный пункт для наблюдения — в поле. Долго и тщетно я искал <…> среди облаков, <…> как вдруг <…> промелькнуло светлое пятно — я впился в него биноклем, стараясь не потерять, <…> — да, это была она! <…> Мною зарисовано ядро кометы, каким я его видел в бинокль 12, 13 и 16 мая»9.

В 1911 году кружок был преобразован в Московское общество любителей астрономии; А. М. Васнецов вошел в число членов-учредителей.

Дважды Аполлинарию Михайловичу удавалось наблюдать полное солнечное затмение. Первый раз — в Вятке в 1887 году; тогда на основе этюдов он написал картину «Солнечное затмение около Вятских полян» (1887). Второй раз — летом 1914 года под Феодосией с горы Тепе-Оба; результатом стало создание двух картин — «Солнечная корона» и «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень» (1914)…