Поиск
  • 09.01.2020
  • История, истории...
  • Автор Людмила Александровна Жукова, Алексей Александрович Романов

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

Павильон «Республика Беларусь» после реставрации


Выставка «60 лет советскому кино». 1979 год

К 80‑летию ВДНХ (1939–2019).

С 1959-го и особенно в 1963–1967 годах облик выставки подвергался существенным изменениям. Партийно-политическое руководство страны взяло курс на борьбу с «архитектурными излишествами». Столь популярный в послевоенное время сталинский ампир резко критиковался. По словам президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, основным недостатком в строительстве являлась «чрезмерная усложненность конфигураций зданий, преувеличенные объемы, раздутые площади подсобных помещений. <…> Декоративная перегрузка фасадов и интерьеров помимо удорожания придает советским сооружениям чуждый им вычурный, помпезный, претенциозный характер». Результаты развернувшейся кампании не замедлили сказаться. Под запрет попали башни, портики, арки и другие подобные им архитектурные формы. Пострадал и мелкий декор, который попросту сбивали с фасадов. Звучали призывы шире внедрять типовое проектирование. В сложившейся ситуации сверкающий золотом и мозаикой сказочный комплекс выставки с куполами и шпилями, рельефами и скульптурами, фонтанами и колоннадами представал кричащим анахронизмом.

«Исправления» начались с фасадов. Первым в 1959 году утратило привычный облик «Поволжье», превращенное в «Радиоэлектронику». Спереди павильон закрыли новым фасадом из алюминиевых листов миллиметровой толщины, сзади пристроили полукруглый экспозиционный зал, используя легкие временные конструкции, перекроили интерьеры. Асимметрично расположенную на фасаде надпись «Радиоэлектроника и связь» сделали светящейся. Элементами архитектурной композиции стали два крупных экспоната — мачта антенны цветного телевидения и параболическое зеркало локатора, установленные на стилобате. В дальнейшем технические инсталляции около павильонов станут широко применяться в оформлении павильонов ВДНХ, что позволит обходиться без фигуративных скульптурных композиций, столь свойственных павильонам ВСХВ. Особенно эффективно этот принцип был реализован в 1969 году, когда на месте исполинской скульптуры Сталина установили космическую ракету «Восток».

Способ сравнительно дешевой корректировки архитектурного облика павильонов, апробированный при создании «Радиоэлектроники», получил распространение. В 1960 году схожим образом реконструировали павильон «Вычислительная техника» (бывший «Азербайджан»), в 1963-м — «Стандарты» (бывший «Молдавия»), в 1967-м — «Металлургия» (бывший «Казахстан»).

18 апреля 1963 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР», где, в частности, говорилось: «Показ достижений союзных республик в развитии промышленности, строительства и сельского хозяйства осуществлять в отраслевых павильонах. <…> Показ общих достижений республик <…> сосредоточить в Центральном павильоне, <…> упразднив в связи с этим павильоны союзных республик».

Между тем сравнительно небольшие республиканские павильоны плохо подходили для крупногабаритных промышленных экспонатов. Роскошные фасады и богатый внутренний декор, отражавшие особенности того или иного региона, не соответствовали тематике новых экспозиций. Требовались иные выставочные здания — современные, простые по форме, с обширными внутренними пространствами. В ходе развернувшихся преобразований многие павильоны потеряли свое богатое убранство, пышные дворцы с колоннами, барельефами и скульптурой сменились строениями упрощенных форм. Некоторые павильоны и вовсе снесли.

Шла речь в упомянутом постановлении и о создании ряда крупных павильонов, в том числе трех — в центральной части выставки. Это решение приговаривало к сносу расположенные на Центральной аллее и площади Механизации постройки, несмотря на их эстетическую ценность и важную роль в организации ансамбля выставки134: павильоны «Таджикская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР», «Киргизская ССР», «Центральные области», «Совхозы» (позже — «Транспорт»), «Зерно» («Легкая промышленность»)135. Перемены в руководстве страны, вызванные отставкой Н. С. Хрущева (1964), отсрочили возведение новых зданий на несколько лет.

Важная веха в истории ВДНХ — 1967 год, 50-летие Октябрьской революции. К этой дате была проведена масштабная реконструкция ряда павильонов. На смену сталинскому ампиру пришел советский модернизм.

Первый новый павильон построили в 1966 году для Международной выставки сельскохозяйственных машин и оборудования — впоследствии его преобразовали в павильон «Химическая промышленность» (архитектор Б. Виленский при участии А. Вершинина, конструкторы И. Левитес, Н. Булкин, М. Ляховский, З. Назаров). Четкость формы квадратного в плане стеклянного параллелепипеда несколько нарушают идущие к входам бетонные лестницы.

Аналогично проектировался павильон «Товары народного потребления» (архитекторы И. Виноградский, В. Зальцман, В. Докторович, Л. Мариновский, конструкторы М. Берклайд, А. Беляев, А. Левенштейн), возведенный в том же 1966 году. Как и павильон «Химическая промышленность», стоящий напротив него на площади Промышленности (бывшая Механизации), он построен на месте снесенных предшественников.

Тогда же на той же площади появился павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (архитекторы И. Виноградский, А. Рыдаев, Г. Астафьев, конструкторы М. Берклайд, А. Беляев, О. Донская, В. Глазуновский). Квадратный в плане, подобно «Химической промышленности», он заметно меньше последнего по высоте и не так резко выпадает из общей композиции…