Поиск
  • 20.11.2019
  • История, истории...
  • Автор Людмила Александровна Жукова, Алексей Александрович Романов

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

Фонтан «Каменный цветок». 1954 год


Установка скульптурных групп на главный павильон. 1953 год

К 80‑летию ВДНХ (1939–2019).

23 июня, на следующий день после начала войны, директор ВСХВ Н. В. Цицин подписал приказ о порядке работы в военных условиях. Согласно распоряжению Совнаркома, с 1 июля выставку следовало закрыть и эвакуировать наиболее ценные экспонаты в Челябинск. Наркомзем предписал всем республикам и областям прекратить командирование экскурсантов; уже находящиеся здесь участники и гости были отправлены по местам жительства78.

Война не воспрепятствовала съемкам на выставке кинокартины «Свинарка и пастух». Исполнитель центральной роли народный артист СССР В. М. Зельдин вспоминал: «Закончили фильм к сентябрю 1941 года, в это время фашисты уже начали бомбить Москву, и знаменитую сцену встречи главных героев пришлось снимать в промежутках между бомбежками. В фильме теперь мы видим сплошное счастье, солнце и мир, а на самом деле в небе то и дело появлялись немецкие самолеты»79.

В июле штат сотрудников выставки сократили. Многие из них ушли на фронт, 123 человека погибли. Осенью зенитчики ПВО Москвы оберегали выставку от вражеских авианалетов. Были приняты меры по обеспечению маскировки выставочных объектов, для чего понадобилось около 4 тысяч метров ткани темного цвета80. Тем не менее в ночь с 16 на 17 октября 1941 года на территорию попали немецкие авиабомбы. Повреждения получили павильоны «Хлопок», «Сахарная свекла», «Лен и конопля». Заместитель директора Захаров пытался покинуть Москву на своей машине, разрешив подчиненным оставить работу, но был задержан на выезде из города сотрудниками НКВД81.

В октябре в ходе всеобщей эвакуации часть персонала ВСХВ вывезли в Омск, по месту временного расположения Наркомата земледелия82.

Стремясь не допустить утрат имущества, нарком Бенедиктов в 1942 году приказал ежедневно обходить павильоны с проверкой их сохранности. Наиболее ценные экспонаты упаковывались и доставлялись на склад, оборудованный в павильоне «Механизация»83. За год до окончания войны в совхоз «Быково» Подольского района Московской области вывезли всех сельскохозяйственных животных, оставив лишь несколько лошадей и коров.

Обширный комплекс выставки в военное время использовался для разных целей. В ее зданиях размещались склады, казармы, производственные цеха. В 1941 году в одном из павильонов располагался секретный объект НКВД, где под руководством П. А. Судоплатова разрабатывался план масштабной операции «Монастырь» (1941–1944) по дезинформации вражеского командования.

После войны персонал ВСХВ попытался хоть в какой-то мере возобновить работу. В 1945 году начала действовать временная выставка отборного скота и птицы. В отдельные павильоны возвратили экспонаты и проводили там школьные экскурсии.

В 1946-м руководство ВСХВ подготовило и направило новому наркому земледелия (вскоре наркоматы переименовали в министерства) А. А. Андрееву проект постановления об открытии выставки. Обращалось внимание на то, что ряд объектов, занятых ранее сторонними организациями, не возвращен под управление дирекции84. Выставочный комплекс переживал состояние развала: сгнили деревянные конструкции, кровли, фундаменты ряда зданий, погибли от холода теплолюбивые растения, были безвозвратно утрачены или серьезно пострадали многие экспонаты.

Значительная часть страны еще лежала в руинах, не работали многие предприятия, не хватало школ и больниц, потерявшие кров люди ютились в землянках, однако, несмотря на все эти трудности, правительство решило возродить ВСХВ. В 1947–1948 годах Минсельхоз выделил средства на приведение ее в порядок. Осуществлялись замена деревянных фундаментов, стен и колонн каменными или бетонными, ремонт пришедших в негодность кровель, был капитально отремонтирован главный вход, отреставрирован главный павильон. 25 октября 1948 года вышло постановление Совмина за № 3993 об открытии ВСХВ в 1950 году85. Но прежде ее предстояло реконструировать.

Территория выставки увеличивалась до 207 гектаров за счет сноса села Алексеевского и осушения прилегающей к нему заболоченной местности. Возрастало число павильонов, которые, как и в довоенный период, разбивались на группы по территориальному и отраслевому принципу (на момент открытия ВСХВ в 1954 году здесь насчитывалось 318 различных построек86). Существующие павильоны намечалось реконструировать87. Заново решили возвести три павильона — главный, Украины и Белоруссии. Правительствам союзных республик и Совету министров РСФСР поручалось к 1 мая 1950 года возобновить свои павильоны88.

Контроль за восстановлением выставки возлагался на созданный в ноябре 1948-го Главный комитет, которому были переданы функции довоенного выставочного комитета. Исполняющим обязанности главного архитектора назначили А. Ф. Жукова, главного художника — В. Н. Яковлева89. Пост директора ВСХВ занял Б. Н. Богданов90.

В 1949 году на выставке провели инвентаризацию экспонатов. Они были разделены на три категории: непригодные к показу, утратившие актуальность (их предполагалось сдать в музеи и учебные заведения) и подлежащие сохранению для дальнейшей демонстрации91.

Важную роль в развитии ВСХВ сыграло правительственное постановление № 2960 от 3 июля 1949 года, которым Главному комитету предписывалось к 15 августа представить на утверждение Совета министров генеральный план выставки. Был взят курс на масштабное обновление всего выставочного комплекса вместо реконструкции отдельных павильонов. Если в 1930-х годах власти стремились показать результаты социалистического строительства на селе, то послевоенная обстановка выдвигала главной задачей демонстрацию успешного восстановления экономики, в связи с чем становилось необходимым создание новых экспозиционных помещений. Открытие выставки этим же постановлением переносилось на 1951 год, поскольку «ряд районов страны в результате неблагоприятных условий погоды 1948 года не может выдержать установленных требований»92.

12 июля 1949 года на заседании по обсуждению генплана выставки ее руководство решило переместить главный вход на центральную ось и придать ему максимум парадности — он «должен быть особенно шикарным, чтобы посетители, подъезжая к выставке, уже рисовали себе картину того, что увидят»93. Комитет утвердил строительство нового входа, прежний же стал называться северным.

В декабре 1949 года в СССР готовились торжественно отметить 70-летие И. В. Сталина. Поступило предложение воздвигнуть на площади Колхозов монумент вождю, дабы исправить «недостаток» прошлой выставки, когда площадь украшал не памятник, а фонтан. «Это было крупным пороком, если представится возможность это пересмотреть, то нужно поправить. Площадь Колхозов должна быть увенчана монументом Сталину, с именем которого связаны все мысли народа, и поставить его в центре всех основных павильонов союзных республик»94.

Генеральный план новой выставки разработали архитекторы А. Ф. Жуков и Р. Р. Кликс при участии еще свыше 40 инженеров, макетчиков и других специалистов95. Предполагалось, что экспозиция будет постоянной, а это требовало возведения всех строений в капитальном варианте. План сохранил довоенную планировку с некоторыми изменениями. На территории ВСХВ выделялись следующие зоны: главного павильона, площади Колхозов и главной аллеи, где должны размещаться павильоны республик и областей; растениеводства и Мичуринского сада; животноводства; механизации и электрификации сельского хозяйства; отдыха. Местность оформлялась в виде классического регулярного парка с симметрией относительно центральной оси, на которой размещался новый главный вход, выполненный в виде триумфальной арки с галереями по бокам. Перед входом разбивалась берущая начало от Ярославского шоссе аллея, где устанавливалась композиция «Рабочий и колхозница». От входа к главному павильону должна была вести аллея, украшенная цветочными клумбами. За главным павильоном открывалась просторная центральная площадь с восьмигранным партером, монументом Сталину и фонтаном за ним. Для создания классической трехлучевой схемы проектировался еще один (южный) вход. Перспективы аллей от северного и южного входов завершались площадкой перед монументом. На площади Механизации следовало соорудить круглый бассейн для фонтана, а павильон «Механизация» дополнить высотным кубическим объемом и эллингом позади него. За счет присоединения к выставке территории Ботанического сада увеличивалась зона отдыха. Окончательный генеральный план новой выставки после уточнения ряда деталей Совет министров СССР утвердил 30 января 1950 года96.

Строительство закипело. Каменщиков, кровельщиков, плотников временно разместили в палаточном городке в запрудной части выставки. Здесь же оборудовали пекарню, кухню, баню. Считалось, что основной объем работ можно будет выполнить за один строительный сезон и открыть выставку в 1951 году. Однако выявлявшиеся проблемы и постоянно нараставшая широта замыслов порождали все новые творческие задачи. Члены Главного комитета объясняли: «Отличительной особенностью нашего строительства является то, что мы строим павильоны на новых местах, по новым проектам. Это не восстановление, а совершенно новое строительство новых объектов»97.

Поначалу достаточно щедрое финансирование позволяло создавать павильоны с богатым декором. Однако в мае 1950 года правительство постановило снизить общую стоимость работ на 25%98. Отчасти это явилось реакцией на критику в прессе: «Допускаются большие излишества в художественном оформлении в ущерб показу документальных материалов и натуральных экспонатов. Большое количество необоснованных и ненужных живописных панно, скульптур и панорам имеется в эскизном проекте “Ветеринарии” и “Кролиководства”»99. И. А. Бенедиктов сказал на заседании: «Я не помню такого проекта, в котором не было бы излишеств. <…> Если не покончим с консервативным настроением, то не снизим стоимость на 25%»100.

Главком выставки принял меры по упрощению многих проектов. Несмотря на это, было ясно: в отпущенные сроки не уложиться. Открытие перенесли на позднюю осень 1951 года, а затем — на май 1952-го «в целях более полного показа по осуществлению Сталинского плана преобразования природы»101.

Между тем в связи с тяжелой болезнью В. Н. Яковлева на должность главного художника выставки назначили известного пейзажиста Я. Д. Ромаса102.