Поиск

«Еще не снесено»

«Еще не снесено»

Малый Каретный переулок, дом 13


1-й Колобовский переулок, дом 23

Об одной архивной находке.

Недавно при разборе архива храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках была обнаружена тетрадь с вклеенными в нее фотографиями. Малопонятное поначалу заглавие гласит: «Еще не снесено». Далее следует: «Петровский бульвар, фотографии и описания домов. Москва, август 1987». Указаны создатели самодельного фотоальбома — Е. И. Крупникова, М. М. Доброхотова, Б. А. Трофимова, Э. М. Симанович; кто они такие — нам пока неизвестно. На снимках — здания: заброшенные, обветшавшие и, судя по «описаниям» (на самом деле — крайне лаконичным ремаркам), обреченные сносу. Однако эти здания и по сей день стоят на своих местах — отреставрированные, обретшие новую жизнь. Пессимистические прогнозы авторов фотографий явно не сбылись, что дает нам повод хотя бы вкратце поведать читателям о домах, волею судеб избежавших злой участи многих своих собратьев. Фотографии 1987 года сопровождаются соответствующими «описаниями»; в заголовки очерков вынесены современные адреса представленных в тетради-альбоме объектов.

 

Малый Каретный переулок, 13

Согласно данным исследователей С. К. Романюка и М. В. Нащокиной (см. список литературы в конце), дом был возведен в 1899 году архитектором Я. Т. Махониным. Первая владелица, Екатерина Федоровна Лопатина, — предположительно родственница ярославских купцов Лопатиных. В 1913 году дом приобрел Яков Исаакович Альшванг — известный в дореволюционной Москве промышленник. По его заказу за домом № 13 построили швейный цех (дом № 11). Автором проекта выступил Павел Павлович Висневский — один из мастеров московского модерна.

В советское время дома № 11–13 по Малому Каретному переулку занимала швейная фабрика № 5 имени Профинтерна, которую прославил в своем знаменитом «Диалоге у телевизора» живший по соседству Владимир Высоцкий:

— Ой! Вань! Гляди, какие карлики!

В джерси одеты — не в шевьёт.

На нашей Пятой швейной фабрике

Такое вряд ли кто пошьет…

В архитектурном путеводителе по Москве (1997) здание, о котором у нас идет речь, описано так: «Перегруженный растительным декором и масками дом, в отличие от многих аналогичных построек, сохранил почти полностью свой металлический декор — первоначальные узорные ограждения крыши и вычурный литой чугунный зонтик над входом с левой стороны». Сегодня внешний вид особняка остался неизменным — его по-прежнему украшает отреставрированный скульптурный декор и зонтик над входом, а занимает, продолжая традицию, также швейное предприятие — ЗАО «Мишелин-95Б» (управление). Дом № 11 (производственный цех) находится на реставрации.

Большой Каретный переулок, 8, строение 1

В 1956–1993 годах Большой Каретный переулок назывался улицей Ермоловой — по имени актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой, чье детство прошло в домике просвирни Спасо-Преображенской церкви (и церковь, и домик снесены в 1936 году). Как пишет С. К. Романюк, «церковь находилась примерно на месте нынешнего скверика перед домом № 10а, бывшей средней школы, построенной после сноса церкви. В доме дьякона этой церкви в 1885 г. и зимой 1890/91 г. жил писатель Н. Н. Златовратский, чьи романы из жизни крестьянства пользовались тогда большим успехом. Вечера у Златовратского посещались многими литераторами и студенческой молодежью, на них комментировались произведения Шекспира (эти вечера так и назывались — “шекспировские”) или обсуждались злободневные темы того времени. Как писала его дочь, в то время Большой Спасский переулок был очень тихим — “с редкими пешеходами и еще более редкими извозчиками и ломовыми, тарахтящими тяжелыми колесами по булыжной мостовой. Две лавки — мясная и колониальная, булочная, из которой по утрам так вкусно пахнет свежеиспеченными булками. Белая церковь за чугунной оградой. Подстриженные тополя, желтая акация, одуванчики в густо разросшемся газоне”».

Логично предположить, что речь здесь идет о сохранившемся до наших дней доме № 8 по Большому Каретному переулку. Согласно данным адрес-календарей «Вся Москва», в XIX — начале ХХ века он принадлежал церковному приходу. После 1925 года в нем размещалось жилтоварищество. В конце 1980-х годов здание оказалось заброшенным и стало разрушаться. Судя по всему, отреставрировано оно в 1990-х годах под административно-офисные нужды. Долгое время помещения в доме арендовались различными организациями. Сейчас здесь располагается хостел «Калинка».

Петровский бульвар, 15

Жилой дом № 15 по Петровскому бульвару был возведен в 1930 году. Цитированный выше путеводитель дает следующее его описание: «Чувствуется увлечение автора итальянским Ренессансом. В средней части здания устройство лоджии напоминает обнаженную деревянную конструкцию. Внизу расположена арочная лоджия с балконами. На уровне третьего этажа группу окон обрамляет накладной наличник с парными, похожими на фоминские, полуколоннами, но с базами и упрощенными капителями. Подобный мотив лоджий присутствует в левой и правой частях здания».

Таким же дом остался и после реставрации. На первых этажах располагаются предприятия торговли и сферы услуг, остальные этажи — жилые. Запечатленные на фотографии 1987 года подвальные окна ныне не проглядываются — не исключено, что в ходе реставрации их замуровали.

Петровский бульвар, 8, строение 5

Комплекс зданий городской усадьбы Евграфа Васильевича Татищева, сына историка Василия Никитича Татищева, в настоящее время включен в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Главный дом с двумя флигелями, а также корпуса дворового и служебного пользования были возведены во второй половине XVIII века. Авторство проекта приписывают М. Ф. Казакову, но документальных подтверждений этому нет. Именно здесь статский советник Е. В. Татищев принимал императора Павла I.

В 1860-х годах усадьба перешла во владение купца 1-й гильдии Льва Ивановича Катуара, при котором по проекту известного зодчего Александра Степановича Каминского частично перестроили флигели и главный дом (1869). В советское время в усадьбе размещался НИИ рефлексотерапии, а позже НИИ традиционных методов лечения. Второй этаж представленного на снимке здания занимали детский сад и ясли. Сегодня оно является одним из корпусов Научного центра экспертизы средств медицинского применения Министерства здравоохранения. К сожалению, вход во двор закрыт, поэтому сделать современную фотографию не представляется возможным. Однако сквозь решетку удается разглядеть, что корпус находится на прежнем месте и даже, по-видимому, ремонтировался во время реставрации усадебного ансамбля (2016–2017).

1-й Колобовский переулок, 23

Об истории этого многоквартирного жилого дома известно очень мало. Предположительный год постройки — 1917. По некоторым данным, в советское время здесь располагалось общежитие Малого театра. Как указывают составители альбома, расселение произошло около 1982 года, на момент съемки (1987) здание пребывало в запустении. Сведений о его реставрации нет, однако имеется информация, что в 1994 году в нем размещалось представительство компании «Мерседес-Бенц» (а в таком случае как минимум без добротного ремонта вряд ли обошлось бы). Сейчас большую часть дома занимает многопрофильная организация «Гарант-Инвест».

Крапивенский переулок, 4

Впервые церковь Преподобного Сергия Радонежского «в Старых Сторожах», «в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» (см. подпись к фотографии) упоминается в документах, относящихся к 1591 году. Она неоднократно перестраивалась. В 1677 году сгорело деревянное здание, и в писцовой книге 1680 года уже фигурирует «церковь Сергия чудотворца, что у Трубы, каменная». Позднее появились приделы Усекновения главы Ионна Предтечи и Никольский, восьмерик над основным четвериком, колокольня. «В 1883 г. Сергиевский храм был передан Константинопольскому патриаршему подворью, <…> которое построило в 1887–1890 гг. около него доходные дома. Проектировал их архитектор С. К. Родионов, использовав мотивы романского зодчества, ассоциируя их с Крестовыми походами на Ближний Восток, а также мотивы византийской архитектуры и мусульманской орнаментики» (С. К. Романюк). Долгое время церковь служила усыпальницей князей Ухтомских. После революции ее постигла участь многих московских храмов — ценности изъяли, колокольню разрушили, а само здание перестроили и отдали Первому московскому заводу коньков. Реставрация началась в 1984 году. Видимо, тогда и обнаружились «камни с надписями».

Сегодня церковь преподобного Сергия Радонежского полностью восстановлена. Отреставрирована также часть доходного дома, примыкающего к Петровскому бульвару (Крапивенский переулок, 4).

Цветной бульвар, 1

Подробной информации о данном объекте найти не удалось. На фотографии угадывается двухэтажное строение — по-видимому, правая часть современного дома № 1 по Цветному бульвару. Судя по старым снимкам, в конце 1980-х годов первые этажи занимали ателье и ремонтная мастерская, второй этаж явно пустовал. В нынешнем здании трудно узнать ту полуразвалившуюся постройку утилитарного назначения. Можно предположить, что во время реконструкции Цветного бульвара в 1990-х годах дом нарастили третьим этажом. Сегодня это — офисный центр с просторной благоустроенной придомовой территорией.

Крапивенский переулок, 3

Напротив комплекса зданий Константинопольского подворья, описанного выше, «находится скромный жилой дом (№ 3), появившийся здесь между 1817 и 1845 годами, — образец небогатого жилого дома в стиле ампир. В 1840-х он принадлежал известному тогда театральному художнику И. Н. Иванову, автору занавеса нового Большого театра, открывшегося 6 января 1825 года, декораций и создателю многих театральных машин» (С. К. Романюк). Сегодня это аккуратное строение является памятником архитектуры и входит в ансамбль усадьбы Ф. Я. Гасса — И. Н. Иванова — Катуаров (XIX век). Заглянуть во двор дома можно со стороны Петровского бульвара. Действительно, большая часть придомовой территории лишена деревьев и заасфальтирована.