Поиск

Впечатляющее свидетельство эпохи

Впечатляющее свидетельство эпохи

Издание 1912–1913 годов


Издание 1930 года

К выходу в свет полного текста воспоминаний барона Андрея Ивановича Дельвига (1813–1887).

В добавление к предыдущему материалу, посвященному 215-летию со дня открытия первого московского водопровода (1804), генеральную реконструкцию которого позже (1853–1858) осуществил инженер-генерал А. И. Дельвиг, мы рады сообщить читателям, что 25 сентября 2019 года в Каминном зале Центрального Дома журналистов состоялась презентация мемуаров Андрея Ивановича, выпущенных издательством «Нестор-История» (Барон А. И. Дельвиг. Мои воспоминания. Т. 1–2. — СПб., 2018). Они охватывают 1820–1870-е годы — около полувека, — отразив не только обстоятельства личной жизни автора, но и многие важнейшие события отечественной истории и культуры того периода. Здесь фигурируют около 3 тысяч имен; круг персоналий необычайно широк и разнообразен — от А. С. Пушкина до императора Александра II.

По словам А. И. Дельвига, этот труд он предпринял, чтобы в старости перечитывать «некоторые из описанных <…> эпизодов» вместе с женой Эмилией Николаевной (урожденной Левашовой), однако после смерти супруги (1878) «потерял охоту» продолжать. Рукопись, изначально разбитая им на пять томов, была завещана Румянцевскому музею, которому барон передал исключительное право на ее публикацию, а также на получение всей выручки от продажи книг. В завещании оговаривалось, что приступить к работе по изданию мемуаров можно будет только в 1910 году. Указанный срок прошел, и с бумагами А.И. Дельвига ознакомились специалисты Румянцевского музея. Хранитель отделения рукописей и старопечатных книг Г. П. Георгиевский сделал вывод: иные суждения Андрея Ивановича чересчур откровенны, поэтому публиковать воспоминания в полном объеме нельзя. Изданный музеем с купюрами текст (1912–1913) составил четыре тома.

В 1930 году мемуары вышли двухтомником. Они тоже подверглись цензуре, к тому же советская редактура сместила акценты с целью «показать всю гниль верхов буржуазного общества». Недавно (2010, 2014, 2015) последовали очередные публикации, по-прежнему представляющие собой сокращенные варианты. И только в 2018 году воспоминания А. И. Дельвига наконец предстали перед читателями в полном объеме — два тома по шестьсот с лишним страниц в каждом. Появление книг было приурочено к 160-летию генеральной реконструкции Мытищинского водопровода, которой руководил Андрей Иванович. Издание снабжено подробным справочным аппаратом. К тексту приложены документы, письма и прочие материалы, вводящие читателя в контекст описываемого времени. В качестве иллюстраций использованы уникальные фотографии и рисунки, в том числе предоставленные ганноверским Музеем изобразительных искусств. Составитель двухтомника — потомок мемуариста Алексей Александрович Дельвиг. В процессе подготовки рукописи к печати издательство «Нестор-История» сотрудничало с Государственным Историческим музеем, Российским государственным историческим архивом, Центральным музеем железнодорожного транспорта РФ, Музеем РЖД, Центральным архивом Нижегородской области, Музеем воды АО «Мосводоканал», благодаря чему удалось всесторонне осветить выдающуюся инженерно-техническую и общественную деятельность А. И. Дельвига. Помимо не раз уже здесь упомянутой реконструкции Мытищинского водопровода, он строил водопроводы в Нижнем Новгороде и Новочеркасске, ряд шоссе (Москва — Брест-Литовск, от границ Владимирской губернии до Макарьевской ярмарки, Московское под Нижним Новгородом, Нижегородское в пределах губернии, от Поморья до Едрова, Малоярославец — Бобруйск, Санкт-Петербургско-Московское), организовал мастерские, ставшие основой современного Ковровского экскаваторного завода, участвовал в строительстве и оборудовании десятков железных дорог, занимался благоустройством набережных напротив Московского Кремля — этот список можно продолжать и продолжать. Наконец, барон являлся одним из создателей Русского технического общества (1866) и основателем железнодорожного училища в Москве («Дельвиговского»; ныне — Московский колледж железнодорожного транспорта).

А. И. Дельвиг много потрудился на благо отечества. Современники ценили в нем высочайшую профессиональную компетентность, уважали его за «дерзкую прямоту». Нам же предстоит узнать Андрея Ивановича как искреннего и правдивого мемуариста, оставившего потомкам не только яркий рассказ о себе, но и впечатляющее свидетельство эпохи, видным деятелем которой он был.