Поиск
  • 22.10.2019
  • История, истории...
  • Автор Людмила Александровна Жукова, Алексей Александрович Романов

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

Главная выставка страны: из прошлого в будущее

И. В. Жолтовский. Проект генплана ВСХВ. Вариант. 1923 год


Г. Б. Бархин. Проект Главного павильона ВСХВ

К 80‑летию ВДНХ (1939–2019).

В августе 2019 года исполняется 80 лет Выставке достижений народного хозяйства в Москве — одному из крупнейших в мире экспозиционно-рекреационных комплексов. Она неоднократно перестраивалась, меняла тематику и названия. Рассказ о ней уместно будет начать с ее предшественницы — Первой всероссийской (всесоюзной) сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923).

  • ● ●

В 1921 году правительство взяло курс на новую экономическую политику (нэп). В декабре 1921-го IX съезд Советов указал, что «намеченные меры уже в 1922 году дадут большие результаты, смотром которых должна стать Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, намеченная на осень 1922 года». Однако из-за разразившегося неурожая открытие выставки перенесли на август 1923‑го. Был создан Главный выставочный комитет и 52 выставкома на местах. После образования СССР (декабрь 1922 года) создаваемую выставку провозгласили всесоюзной.

В многоэтапном конкурсе на лучший проект общего плана выставочного ансамбля участвовали виднейшие архитекторы — И. А. Голосов, И. В. Жолтовский, С. Е. Чернышев, И. А. Фомин, В. А. Щуко и другие. Победил проект академика Жолтовского, утверждавшего: «Архитектура выставки не должна обращать на себя внимание, не должна быть самодовлеющей, а лишь служить фоном для экспонатов и дополнять перспективу окружающей среды». Архитектурно-планировочная идея генерального плана заключалась в создании большого партера, в центре которого предполагалось соорудить фонтан с символической скульптурой пробуждающейся России. Однако фонтан построить не смогли, и ведущей темой композиции стала Москва-река.

Проектные разработки общего плана и отдельных павильонов завершились в октябре 1922 года. 27 декабря X Всероссийский съезд Советов призвал «все органы советской власти, а также трудящееся население начать энергичную подготовку к участию в выставке, дабы показать на ней основные достижения свои в области восстановления, укрепления и развития сельского хозяйства на новых началах и под руководством рабочее-крестьянской власти»1. Строительство возглавил видный инженер и хозяйственный деятель И. Е. Коросташевский, главным архитектором был утвержден А. В. Щусев, его заместителем — В. К. Олтаржевский. К делу привлекли лучших зодчих и скульпторов — К. С. Мельникова, В. А. Щуко, И. В. Жолтовского, П. А. Голосова, Ф. О. Шехтеля, С. Т. Коненкова, Н. А. Андреева, И. Д. Шадра, В. И. Мухину, И. С. Ефимова.

В декабре на берегу Москвы-реки у Крымского моста и в Нескучном саду на территории 65,5 гектара (теперь здесь Парк культуры и отдыха имени М. Горького) развернулось строительство. М. Шагинян писала: «Где были городские свалки, где воздух был насыщен заразой и вонью, где река была засорена, а непросыхающие лужи источали малярию, — в сказочный срок все было высушено, залито керосином (для уничтожения комаров), приподнято, очищено, утрамбовано, выровнено золотым песком, распланировано, засажено»2. Одновременно на строительстве трудилось около 8 тысяч человек. Работы велись круглосуточно, сводки об их ходе публиковались в газетах. Вскоре были готовы Главный дом, павильоны Украины, Крыма, Дальневосточной области, различных трестов и синдикатов, отделы животноводства, земледелия, переработки продуктов сельского хозяйства, кустарно-промышленный… Всего на территории выставки возвели 255 зданий общей площадью 27 640 квадратных метров, где разместилось свыше 200 тысяч экспонатов. Так, Русский Север представил продукцию рыбного, охотничьего, лесного промыслов, Урал — пушнину, полезные ископаемые, пиломатериалы, кожи, шерсть, щетину, Вологда — масло, кружева, крупный рогатый скот, Дагестан — ковры, вязаные шерстяные изделия, ткани, консервы, хлопок, Грузия и Армения — горный скот, вина, табак, цитрусы, Москва и Петроград — продукцию машиностроения (автомобили, тракторы, сеялки, жатки). Некоторые из выставочных объектов были весьма интересными — например, огородная теплица (теплицы в то время еще являлись редкостью), винодельческий подвал, метеорологическая станция. В отделе домоводства и быта стояли традиционные жилища народов СССР — ненецкие чумы, якутские юрты, кавказские сакли, крытые соломой украинские хаты…

19 августа 1923 года «в 12 часов дня состоялось торжественное открытие Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Территория выставки была торжественно убрана красными флагами и плакатами. Среди присутствовавших на торжестве были тт. Каменев, Чичерин, Нариманов, Красин, Рыков, Брюханов, Свидерский, Курский и др. наркомы, представители иностранных миссий и приглашенные лица, в количестве до 10 тыс. человек. Начало торжества <…> было возвещено хором фанфар, исполнением “Интернационала” оркестром и многотысячным хором всех присутствующих. Именем рабочее-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических республик полпред Совнаркома объявляет народное собрание в честь открытия Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки открытым. На территории выставки высоко поднимается государственный красный флаг с инициалами СССР. Раздается пушечный салют»3.

Практически все сооружения выставки были деревянными, кроме железобетонного павильона машиностроения. Павильоны организовывались по тематическому принципу. Наиболее крупным являлся Главный дом, состоящий из восьми корпусов, объединенных ротондой. Он занимал центральное положение. Перед входом среди газонов и клумб высилась пирамида с надписью из живых цветов (слова В.И. Ленина): «Наша цель — восстановить смычку, доказать крестьянину, что мы начинаем с того, что ему понятно, что мы ему умеем помочь, что коммунисты в момент тяжелого положения разоренного мелкого крестьянина ему сейчас помогают на деле». На другой стороне пирамиды находился портрет Ленина — опять же из живых цветов. Боковой фасад Главного дома украшал портик, опирающийся на две дубовые резные колонны-кариатиды работы С. Т. Коненкова. Демонстрировались работы и других известных ваятелей. Так, во внутреннем дворе Главного дома высились скульптуры «Металлист» И. Д. Шадра и «Жнец» М. М. Страховской, между которыми располагалась трибуна. Вблизи от Главного дома поднимались три башни — павильоны Госбанка, Горбанка и Госстраха, на центральной Ленинской площади — 30-метровая ветряная электростанция. Дальше шли кустарный павильон (архитектор А. В. Щусев), павильоны животноводства, машиностроения, полеводства, «Известий ВЦИК», в создании которого приняла участие скульптор В. И. Мухина, лесного отдела. Облик каждого павильона отражал национальные и экономические особенности соответствующего региона. Например, павильон Азербайджана (архитектор Э. В. Норверт) венчала нефтяная вышка, павильон Крыма (архитектор М. Я. Гинзбург) был построен в «бахчисарайском» стиле; привлекал внимание павильон Туркестана (архитекторы А. В. Щусев и Ф. О. Шехтель), выполненный в стиле ташкентского мемориального комплекса Шейхантаур4.

В стране тогда насчитывалось более 12 тысяч различных сельскохозяйственных объединений. Выставка стремилась продемонстрировать их успехи. В павильоне «Пролетарское земледелие» освещалась деятельность почти 100 совхозов-хозяйств, приписанных к фабрикам и заводам. Пропагандировался план ГОЭЛРО (ветряная электростанция, макет электрифицированной деревни, небольшая гидроэлектростанция на Москве-реке, снабжавшая энергией раздел выставки «Новая деревня», а также приводившая в движение электрические веялку, молотилку, соломорезку, маслобойку и другие сельскохозяйственные механизмы). На окраине Москвы на опытном поле возле Бутырского хутора демонстрировались электрические плуги отечественных и заграничных систем. Внимание уделялось и проблемам мелиорации: в специальном разделе тексты, рисунки, графики сообщали об осушении заболоченных и орошении сухих почв. Специалисты отдела защиты растений на показательных площадях (поля, сады, огороды) демонстрировали средства и методы борьбы с вредителями.

Красочным оформлением отличался павильон Моссельпрома, увенчанный фигурой рабочего с рогом изобилия в руках: здесь демонстрировались достижения пищевой промышленности, было организовано производство конфет, действовал небольшой пивной завод.

Для Всероссийского махорочного синдиката К. С. Мельников построил уникальный павильон «Махорка». Заказчик ожидал получить проект одноэтажного здания, где был бы представлен механизированный цикл производства махорки («фабрика»), а также отдельное помещение для экспонатов и оранжерея с посадками табака. Архитектор в ответ предложил свою концептуальную схему, расположив оборудование «фабрики» по вертикали и аналогично организовав движение посетителей. Константин Степанович разработал также средства наглядной агитации и рекламные плакаты на фасадах «Махорки»5. Главная особенность павильона: «Во всех частях здания, в которых расположены работающие машины и приспособления, стены сделаны из стекла, так что зрителям уже с улицы видно движение механизмов, транспортеров»6.

На кустарных предприятиях в 1923 году было занято около 3 миллионов человек, производивших почти половину всей промышленной продукции страны. В кустарном павильоне посетители могли увидеть ковры, бочки, керамику, игрушки, посуду, мебель, инструменты.

Павильон машиностроения являл собой огромный железобетонный шестигранник серого цвета. В нем демонстрировались электродвигатели, передвижная электростанция, механизированное сельскохозяйственное оборудование, первые советские тракторы и автомобили.

Действовал на выставке и иностранный отдел — свою продукцию здесь представляли около 450 фирм из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Чехословакии (локомобили, тракторы, молотилки, плуги, электромоторы, грузовые и легковые автомобили).

То была эпоха начала развития отечественной авиации. Выставка не могла не отразить столь актуальную тему. Общество «Добролет» соорудило на Москве-реке гидроаэростанцию с четырьмя гидросамолетами, организовав воздушные платные экскурсии и показательные полеты известных авиаторов.

1 сентября на выставке прошел День животноводства с показом лучших особей племенного скота и награждением особо отличившихся в своей работе экспонентов (премии, почетные дипломы, в качестве призов — косилки, сеялки, соломорезки, мануфактура, одежда).

Огромное впечатление производили работы селекционера И. В. Мичурина, удостоившегося высшей награды и премии в 600 золотых рублей. После выставки правительство постановило присвоить мичуринскому питомнику статус государственного.

Закрылась Первая всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 21 октября 1923 года, проработав 72 дня и приняв в общей сложности 1,38 миллиона посетителей7