Поиск

«Чувствовать сущность вещей»

«Чувствовать сущность вещей»

А. И. Иглин. Цветная линогравюра на бумаге


А. И. Иглин. Цветная линогравюра на бумаге

О московском художнике-гравере Александре Ивановиче Иглине (1896–1983).

Александр Иванович Иглин родился в Москве. Его отец, Иван Ефимович, происходил из крестьян Владимирской губернии. Образование Александр получил во ВХУТЕМАСе на живописном факультете в мастерской А. Е. Архипова, где также преподавали Д. А. Щербиновский и Б. Д. Григорьев. Весной 1914 года Иглины переехали в новый дом в селе Никольском (ныне — в составе Балашихи). Местные старинная церковь, поля, луга, лес, озера потом многие годы служили для мастера источником творческого вдохновения. Окончив ВХУТЕМАС, Александр Иванович стал преподавать рисование в московских школах, сотрудничать с издательствами и газетами. Но еще долго предстояло ему трудиться, чтобы найти свой путь в искусстве.

Около 1930 года у Иглина пробуждается интерес к гравюре. Ему посчастливилось познакомиться с Иваном Николаевичем Павловым — автором книги «Гравер-самоучка. Краткое наглядное руководство по изучению техники гравюры на дереве, линолеуме и обрезной гравюры» (М.–Л., 1931). Вокруг этого незаурядного мастера объединились такие более молодые коллеги, как М. В. Маторин, И. А. Соколов, В. С. Бибиков, Н. А. Шевердяев, В. В. Завьялов. К ним примкнул и А. И. Иглин. Благодаря И. Н. Павлову он познакомился с художницей Анной Петровной Остроумовой-Лебедевой, перед творчеством которой, оказавшим на него большое влияние, преклонялся. Они много лет переписывались; Анна Петровна подарила Александру Ивановичу книгу своих мемуаров.

Накануне 20-летия Октября (1937) состоялась поездка группы художников в Баку. А. И. Иглин позже вспоминал: «В 1936 году был в творческой командировке в г. Баку, где сделал для выставки “Индустрия социализма” первую цветную гравюру на линолеуме “Бухта Ильича”, которая экспонировалась в Париже, а позже побывала на выставках во многих странах Европы и Америки». Гравюра также удостоилась медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Воодушевленный успехом автор с жаром берется за новые линогравюры. Искусствовед Э. Ю. Гальперина в журнале «Московский художник» (1975) писала: «В группе признанных мастеров цветной линогравюры, мастеров пейзажа — Иван Николаевич Павлов, Илья Алексеевич Соколов, Виктор Сергеевич Бибиков, Михаил Владимирович Маторин — Александр Иванович Иглин занимает самостоятельное место серьезного и вдумчивого художника».

Проникнуться пейзажами А. И. Иглина легко — они отличаются притягательностью и глубокой лиричностью. В письме к нему строгий знаток графического искусства, ленинградский искусствовед П. Е. Корнилов признавался: «Я люблю смотреть Ваши небольшие, скромные, но искренние по чувству гравюры. <…> Вы нашли уголки родной природы и передали эти образы нам».

А вот отзыв А. П. Остроумовой-Лебедевой: «В Ваших работах есть именно то, что я люблю: немногословность и следствием этого — сугубая острота впечатления. Я всегда предпочитаю гравюры с наименьшим количеством досок, когда автор поневоле должен передавать только самое характерное и существенное. Вы чувствуете сущность вещей. Вы немногими словами говорите убедительно и ясно. Лишнего и чужого у Вас нет, а все необходимое есть для полноты выражения Вашего замысла». И еще: «Ваши работы я люблю. Они отвечают моему духовному складу и по вкусу, и по культуре, и по подходу к натуре».

А. И. Иглин много работал в книжной графике. Им выполнены рисунки на обложки книг «Репин» И. Э. Грабаря (М., 1937), «Рубенс» В. М. Невежиной (М.–Л., 1938), «Федот Шубин» С. К. Исакова (М.–Л., 1938), «Капитан Головнин» М. В. Муратова (М.–Л., 1949), «Саджо и ее бобры» А. Билэйни (писавшего под псевдонимом Серая Сова) (М.–Л., 1939).

С началом Великой Отечественной войны Александр Иванович был мобилизован и до 1944 года состоял в военном госпитале инструктором по трудотерапии, занимаясь с выздоравливающими ранеными резьбой по дереву и рисованием.

Как почти единогласно отмечают современники, расцвет творчества А. И. Иглина пришелся на послевоенное время. Его недюжинное дарование воплотилось в пейзажных эстампах, украшавших дома многих советских людей.

Если посмотреть с технической стороны, то мы увидим, что мастерство художника развивалось постепенно. Сначала он создавал черно-белые вещи, потом ввел однотонную подложку, и только в 1930-х годах стал употреблять две или три доски для цветной печати, делая открытки, посвященные архитектуре Москвы. Гравюры этого цикла бережно хранятся в семейном архиве: московские высотки, ВДНХ, башни Кремля… Родные Александра Ивановича говорят: «По его работам можно писать историю: строительство высотных домов, Мавзолей В. И. Ленина, Сельскохозяйственная выставка, события военного времени — все это им запечатлено. Он любил путешествовать. Сделанные во время путешествий этюды превращались в гравюры». В последние годы жизни А. И. Иглин часто посещал Северный Кавказ, вдохновивший его на создание серии гравюр с новым ярким колоритом.

Став признанным мастером, Александр Иванович делился богатым опытом с начинающими. По его стопам пошли зять и внучка. Он был участником многих крупных выставок на родине и за границей, выставлялся персонально. Произведения А. И. Иглина ныне находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музее архитектуры имени А. В. Щусева, Музее истории и реконструкции Москвы, в отечественных и зарубежных частных собраниях.

Источники и литература, не указанные в тексте

Документы из семейного архива Иглиных — Волковых — Лапшиных.

Мастера советской гравюры. А. Иглин. — М., 1988.

Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи. — М., 1949.

http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Iglin %20A.htm (Дата обращения: 03.09.2019).