Поиск
  • 22.10.2019
  • Традиции
  • Автор Маргарита Абрамовна Лобовская

«Сколько видели мы любопытных глаз…»

«Сколько видели мы любопытных глаз…»

Экскурсанты в Иосифо-Волоцком монастыре. 1959 год


М. Г. Ройтер. Экскурсия в Смольном. Литография. 1962 год

Из истории экскурсионного дела в России.

Гид  проводник при туристах, путеводитель.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Путеводитель  провожатый, указывающий путь, вожатый, вожак, проводник для дороги. Руководитель, наставник, советник, наставитель.

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

Строки из «Мистера Твистера» С. Я. Маршака мы знаем с детства: «Горы и недра, / Север и юг, / Пальмы и кедры / Покажет вам Кук». Британец Томас Кук (1808–1892) в 1841 году создал первое в мире туристическое агентство и занялся организацией для своих клиентов путешествий по стране и за границу. Услуги фирмы Кука (кстати, процветающей и поныне) пользовались все большим спросом. Постепенно группы экскурсантов стали появляться в европейских городах. В сфере обслуживания возникла новая профессия — гид, сопровождавший туристов и знакомивший их с местными примечательностями.

Александр Блок раздраженно замечал: «В Лувре глубокое запустение: туристы, как полотеры в заброшенном громадном доме. <…> Племя английских туристов и туристок отличается поистине поросячьей плодовитостью. “Тайная вечеря” Леонардо уже недоступна для зрителя; при входе в сырую конюшню, где помещена картина, наталкиваешься прежде всего на забор из плоских досок — это спины англичанок, сидящих рядком на стульях, как куры на нашесте. Их племя плодит породу гидов, которые голодной стаей бросаются на посетителя. Так и все стены живых картин заслонены мертвой людской стеной; залы наполнены ржанием англичан и пронзительными голосами гидов, несущих казенный вздор. Уединиться и сосредоточиться невозможно; два часа, потраченные на бесплодное сопротивление человеческим ростбифам, изнуряют и отбивают всякую охоту к дальнейшим попыткам что-нибудь увидеть».

Нередко туристические фирмы во время сезона привлекали к работе студентов, образованных молодых людей. И. Г. Эренбург, проживший во Франции более восьми лет, вспоминал: «Я стал гидом. <…> В летние месяцы я подрабатывал: показывал учителям Версаль. Нужно было в точности знать имена сотни скульпторов или художников, авторов больших батальных полотен, вспомнить мифологию, объяснять аллегорическое значение различных фонтанов. В общем, это было нетрудно. Куда труднее было присматривать за ватагой людей, впервые оказавшихся за границей. Некоторые женщины старались убежать в модные лавки. Среди мужчин попадались и такие, которые мечтали о ночных притонах. <…> Работал я также с индивидуальными туристами: это было противно. Помню одного коммерсанта. Когда мы с ним договаривались, он подозрительно спрашивал, знаю ли я все стили. Я получал в день пять франков».

В России примечательности родного края туристам и путешественникам показывали представители образованных сословий. Профессор Московского университета С. П. Шевырев в 1849 году ездил по Вологодской губернии и с удовольствием отмечал: «Во всяком древнем городе вы находите мещан, которые, вообще говоря, лучше дворян знают историю своего города и передают из уст в уста известные о нем предания. <…> Они мне случайно попадались на улицах и весьма дружелюбно сообщали все, что сами знают о городе». Например, в Угличе Степан Петрович встретился со штатным смотрителем народных училищ О. Х. Киселевым, который местные памятники знал «как свои пять пальцев».

Однако коммерческий туризм у нас развития не получил. Поездки за границу в начале XX века организовывало Русское общество туристов (РОТ), но его деятельность заметных масштабов не приобрела.

Энтузиастами экскурсионной работы как в Российской империи, так и в Советской России являлись педагоги. Они полагали, что детей надо выводить из классов в город, на природу, в музеи. В Петрограде в 1921–1922 годах издавался журнал «Экскурсионное дело», в котором публиковались статьи и отчеты об исторических, литературных, природоведческих экскурсиях. Ранее, в 1910-м, Петербургское коммерческое лесное училище выпустило под редакцией Б. Е. Райкова (впоследствии — члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР) учебное пособие «Школьные экскурсии», переизданное с дополнениями в 1921 году. Авторы книги отмечали, что во время таких познавательных походов преподаватель получает возможность «поставить ученика лицом к лицу с изучаемым объектом, развивать у него чуткость, внимание, умение смотреть, воспринимать объект в целом и в отдельных деталях и учиться самостоятельно работать». Руководитель группы останавливал местных жителей, беседовал с ними, дети задавали им вопросы о быте прошлых времен, записывали свои наблюдения.

До революции на эту форму работы с подрастающим поколением обратили внимание религиозные просветительские организации. В «Журнале народного образования», издаваемом Святейшим синодом, читаем: «Высокое, чисто образовательное влияние путешествий по святым местам не подлежит сомнению. Рассеянные по лицу русской земли достопримечательности, заключающиеся в церквях и монастырях, заслуживают изучения и способны доставить изучающим глубокое религиозно-нравственное удовлетворение. Какое наглядное знакомство происходит с древними формами зодчества, иконографии и богослужебной практики на месте, под влиянием исторических воспоминаний умножаются и закрепляются познания по церковной истории. Священные памятники оживляют благочестивые воспоминания, переносят зрителя в века давно минувшие и, отрывая сердце от житейской суеты, заставляют его хоть на время подышать другим, более чистым воздухом»…