Поиск

«Одно из самых значительных сооружений Шехтеля»

«Одно из самых значительных сооружений Шехтеля»

Административное здание на Старой площади — бывший дом Московского страхового общества с гостиницей "Боярский двор". Современная фотография


Фасад дома Московского страхового общества по Старой площади. 1901 год. ЦГА Москвы. ОХ НТД

О доме Московского страхового от огня общества с гостиницей «Боярский двор» на Старой площади.

Крупное пятиэтажное здание на пересечении Старой площади и Никитникова переулка строилось в 1901–1903 годах по проекту виднейшего архитектора российского модерна Федора Осиповича Шехтеля. Еще в 1899‑м существовавшее здесь домовладение было приобретено Московским страховым от огня обществом (МСОО), согласно просьбе которого Московская городская управа определила «по предварительной сломке всех предшествующих строений» возвести на этом месте «каменное четырехэтажное с подвалом и частью с антресолью в первом этаже для торговых целей»1. При проектировании Федор Шехтель использовал уже сложившуюся планировочную конфигурацию, образованную застроенными ранее дворами. В ходе работ все это разобрали (прежняя застройка на шехтелевских чертежах показана темно‑красным цветом2). В результате появилось конторское, торговое, жилое и складское здание — одно из крупнейших зданий подобного типа в тогдашней Москве. В плане оно следовало перелому стены Китай‑города (снесена в 1930‑х годах), с внутренней стороны имело два двора. Подвал со множеством опор и простенков, перекрытый системой вспарушенных железобетонных сводов3, простирался на весь участок. Первоначально доступ света сюда осуществлялся через иллюминаторы в настиле дворов, позже провели электричество. Первые три этажа отводились под торговые помещения и конторы, четвертый и пятый занимала гостиница «Боярский двор». Подвал же долгое время использовался для хранения товаров. Шехтель придал облику здания определенную пластическую напряженность за счет нарастающей снизу вверх насыщенности декором, разнообразия завершений. Все это свойственно произведениям раннего московского модерна. Формы деталей и украшения фиксируют основные элементы структуры фасадов — массивные балконы и кронштейны, фигурные башенки и прочее. Основное внимание уделено убранству главного фасада, выходящего на Старую площадь. В каждой пространственной зоне отдается предпочтение симметричным решениям, но проявляется и асимметрия, что присуще скорее модерну европейскому. Изобильность, изобразительный натурализм декора, сочетающего в себе маски и геометрические мотивы, богатство отделки лицевых поверхностей поливным кирпичом и подкрашенной штукатуркой — яркие черты опять же московского модерна. Архитектурно‑художественные средства дополняются различными способами обработки поверхностей, придания последним того или иного цвета, фактуры. Характерно объемное и ленточное остекление. Впечатление пышности фасада усиливают металлические кованые парапеты, тонкие узоры балконов, различное число (по три, четыре и пять) оконных проемов в пряслах, образованных лопатками или пилонами. «Боярский двор» — «одно из самых значительных сооружений Шехтеля в духе раннего модерна». Здесь «в полной мере проявились характерные мышленных сооружений, рожденные спецификой их каркасной металло‑кирпичной конструкции. Благодаря ей появились огромные лежащие окна, занимающие расстояние от пристенка до пристенка, их ширина соответствовала пролетам стоек металлического каркаса. Художественное осмысление этой конструкции, предпринятое Шехтелем в ходе проектирования торговых домов Кузнецова и Аршинова4, получило в “Боярском дворе” законченную и яркую, а главное — максимально возможную в рамках ранней разновидности стиля интерпретацию. В нем характерный для торгово‑деловых зданий второй половины XIX века “горизонтализм”, подчеркнутый рядами лежачих окон, сосуществует с выраженным с равной силой “вертикализмом” мощных пилонов, пронизывающих простенки здания по всей его высоте. Взаимосвязь и взаимодействие архитектурных форм, подчеркивающие как зальность, рожденную особенностью конструкции внутренней структуры, так и ее “вертикализм”, подкреплены контрастом фактур и цвета горизонтально и вертикально ориентированных архитектурных форм. Пилоны, носители вертикальной темы, облицованы серо‑зеленым глазурованным кирпичом; междуэтажные тяги, этаж за этажом огибающие все стены здания по периметру от одного простенка до другого, выполнены из светлой бетонной штукатурки. Наряду с конструктивными особенностями в отдельных фасадах нашло отражение различие функционального назначения этажей “Боярского двора”, предназначенных для магазинов Богородско-Глуховской мануфактуры Морозовых. Вид громадных окон с зеркальными стеклами, их арочная форма напоминали о традиционных для торговых рядов и гостиных дворов России аркадах. Два следующих этажа, занимаемых конторскими и торговыми помещениями, освещались громадными трехчастными лежачими окнами, два верхних этажа, занятых гостиничными номерами, — узкими четырехчастными окнами, которые превращали верхние этажи в подобие аттика…