Поиск

Храм над Лихоборкой

Храм над Лихоборкой

Изнесение мощей святого праведного Алексия в Николо-Клённиковский храм из Новоспасского монастыря


Главное здание Тимирязевской сельхозакадемии

Церковь святого праведного Алексия, пресвитера Московского, в Тимирязевском.

Окрестности речки Лихоборки в недавнем прошлом — промзона на северо-востоке столицы, на отдельных пятачках которой в 1970‑х годах начался рост жилых кварталов. Территорию рассекают Октябрьская железная дорога, линия МЦК, а некоторые улицы пока носят название Проектируемых проездов с трех- и четырехзначными номерами. Здесь, по соседству с оживленными трассами, среди промышленных предприятий и многоэтажных домов суждено подняться храму, посвященному святому праведному Алексию Мечёву, старцу Московскому, канонизированному в 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Согласно городской программе по строительству православных храмов («Программа-200»), принятой правительством Москвы, возведение новых церквей за пределами Центрального округа  осуществляется исключительно на пожертвования, а помощь властей заключается в бесплатном выделении земельных участков и прокладке необходимых коммуникаций.
* * *
На этом месте не всегда были промзона и пустыри. Находившиеся когда‑то далеко за городской чертой земли тесно связаны с историей становления и укрепления Москвы, событиями Смутного времени, стрелецкими бунтами и петровскими реформами, с именами блистательных вельмож последующих веков. Предпримем краткий экскурс в историю. …Петляя, текла Лихоборка с севера на встречу с Яузой, а по ее берегам располагалось старинное село Владыкино, до того называвшееся Вельяминовым. Опытный воин Протасий Вельяминов пришел в Москву вместе с юным Даниилом, младшим сыном Александра Невского и первым московским князем. Вельяминов, чей предок, отпрыск варяжского князя Африкана Симон, служил еще Ярославу Мудрому, стал правой рукой Даниила Московского — тысяцким — и зачинателем знаменитого боярского рода. Сам Протасий, его сын Василий Протасьевич и внук Василий Васильевич принимали решающее участие в защите города, строительстве городских укреплений и монастырей — в том числе Богоявленского, основанного князем Даниилом в конце XIII века рядом с деревянными еще стенами Кремля. Здесь Василий Васильевич Вельяминов принял постриг, в 1374 году скончался и обрел вечный покой. Село Вельяминово вместе со многими земельными наделами он передал этому монастырю. Сын Василия Васильевича Иван рассорился с князем Дмитрием, будущим Донским, бежал в Тверь, а затем в Орду, потом возвратился, был пойман и казнен за измену. Но славный род не прервался, в опалу не угодил, а брат казненного Микула и его дядья Юрий и Тимофей с честью сражались за Русь и веру православную на Куликовом поле. В конце XVI века Вельяминово перешло к Дмитрию Ивановичу Шуйскому, отдавшему обители взамен село Топорково и 100 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма). Однако вскоре Шуйский село монастырю вернул. Оно не раз горело — и в ходе нашествия крымского хана (1571), и в Смутное время, а далее (1619) было пожаловано первым царем династии Романовых Михаилом Федоровичем спасителю отечества князю Д. М. Пожарскому. Тогда в разоренном Вельяминове проживало семь человек, и князь в 1623 году по просьбе настоятеля уступил село Богоявленскому монастырю. Затем Вельяминово опять оказалось в руках Шуйских. В 1627‑м новый владелец, князь Иван Иванович, прозванный почему‑то Пуговкой, выстроил здесь деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы — на месте обветшавшего храма святителя Николая Чудотворца, упоминавшегося еще в великокняжеской грамоте 1511 года. Спустя 11 лет, умирая, И. И. Шуйский отписал Вельяминово все той же Богоявленской обители «на помин души». В очередной раз Вельяминово сменило хозяина, когда приглянулось патриарху‑реформатору Никону, обменявшему село на два других своих имения. С тех пор оно стало именоваться Владыкиным, хотя некоторое время носило двойное название — Вельяминово-Владыкино. В селе построили путевой патриарший дворец и храм Иверской иконы Божией Матери, освященный Никоном в присутствии царя Алексея Михайловича (1654). Побывал во Владыкине и будущий первый император России Петр Великий. В 1722 году село отписывают архиепископу Феофану (Прокоповичу), сподвижнику Петра в делах церковной реформы и фактическому руководителю Святейшего синода. В ряде источников сообщается, что деревянную Богородице-Рождественскую церковь в те годы дважды переносили — с одного берега Лихоборки на другой и обратно. С кончиной Феофана село отошло казне. В 1770 году храм возвели в камне, а владевший соседним селом Петровским граф К. Г. Разумовский распорядился соорудить при нем колокольню. В 1854–1858 годах последовала очередная перестройка (на средства купца Гавриила Толоконникова по проекту архитектора А. Ф. Ярошевского) в традиционном русском стиле — скромно украшенный аркатурным поясом и парными полуколонками по углам пятиглавый четверик под четырехскатной кровлей с примыкающими к нему трапезной и шатровой колокольней. Такой вид церковь, освященная в 1859 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), сохранила до наших дней. Долгое время она не отапливалась, и к концу века помещения стали отсыревать. Серьезно озаботившись этим, настоятель Иоанн Протопопов сумел на народные пожертвования произвести ремонт и оборудовать церковь голландскими печами. История сохранила имя первого жертвователя — бедного владыкинского сапожника Исидора Лобова, со смущением протянувшего батюшке три рубля. Связаны эти места и с именем Нарышкиных, в конце XVII века породнившихся с Романовыми: в 1671 году Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея Михайловича. Ее отец Кирилл Полуэктович наряду с прочими имениями владел селом Семчино, купленным в 1676‑м у князей Прозоровских, а ранее принадлежавшим Ивану Шуйскому Пуговке. Через два года царский тесть построил там деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и село стало называться Петровским. В 1683–1691 годах вдова К. П. Нарышкина Анна Леонтьевна возвела на месте этой церкви каменный храм, который, сохранись он до нашего времени, мог бы служить первым образцом зарождавшегося тогда стиля, названного впоследствии нарышкинским (московским) барокко. Храм представлял собой двухсветный четверик. Над четвериком поднимались три восьмерика, в одном из них (среднем) висели колокола. Восточная стена традиционно завершалась полукруглыми выступами апсид. Здание окружала арочная галерея‑гульбище — по ней в праздники совершался крестный ход…