restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

От пролетарского интернационализма к национальной идее

От пролетарского интернационализма к национальной идее

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна


Слева направо: У. Черчилль, У. А. Гарриман, И. В. Сталин, В. М. Молотов. 1941 год

О метаморфозах государственной политики СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Незадолго до войны началась эволюция политических взглядов советского руководства в сторону признания и принятия национально-государственных ценностей.

Тенденция к смене курса обозначилась 14 марта 1930 года, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении»: ЦК потребовал «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке».

27 апреля 1934 года митрополиту Сергию (Страгородскому) разрешили совершить в Богоявленском соборе столицы торжественное богослужение, на котором владыка был провозглашен митрополитом Московским и Коломенским1. В том же году появилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о преподавании истории в школе. В документе, подготовленном Сталиным, Кировым и Ждановым, давался обзор важнейших событий отечественной истории, как отмечалось, ранее «неправильно» трактовавшихся. Здесь впервые после революции говорилось о Великой России, ее национальных героях, признавалось положительное значение Крещения Руси для развития русской культуры и государственности.

В 1936 году очередным постановлением ЦК партии была осуждена антицерковная и антинациональная пьеса Демьяна Бедного «Крещение Руси». В 1937-м ведущий советский исторический журнал «Историк-марксист» опубликовал статью С. В. Бахрушина опять же о положительном значении Крещения Руси2. Даже журналу «Безбожник» пришлось обратить внимание на 950-летний юбилей этого события (1938) — не столько государственный, сколько церковный3.

В марте 1936 года было обнародование постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории», а 14 марта 1938-го — «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»4.

Конституцией 1936 года Советское государство провозглашалось уже как данность, а не переходная форма от изжитого социального строя к грядущему, — иными словами, реабилитировалась сама идея государственности. В марте 1939 года Сталин на XVIII съезде партии заявил, что в условиях социализма, победившего в одной отдельно взятой стране, которой угрожает внешняя военная агрессия, необходимо иметь достаточно сильное государство для защиты социалистических завоеваний5. И такое сильное государство все больше ассоциировалось с государством русским. Мощь прежней Российской империи отныне представлялась как позитивный фактор отечественной и мировой истории. Кино и официальная пропаганда стали воспевать национальных героев прошлого — Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Михаила Кутузова. В 1938 году выходит фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» с его проникновенным призывом: «Вставайте, люди русские!» В 1937-м страна широко и торжественно отметила 125-ю годовщину Бородинского сражения. Тогда же увидел свет «Краткий курс истории СССР», где признавалась цивилизаторская роль Русского государства, а государство Советское, объединившее все народы бывшей империи, рассматривалось как преемник этой великой миссии6. В 1940 году ликвидируется пятидневка и восстанавливается выходной статус воскресенья.

В анкету Всесоюзной переписи населения (1937) включили пункт о вероисповедании. Итог: 1/3 городского и 2/3 сельского населения СССР продолжали считать себя верующими и не скрывали этого от счетчиков7. Перепись показала полную несостоятельность идеологии воинствующего атеизма. Однако в предвоенные годы, несмотря на прекращение массовых репрессий против духовенства и верующих, кардинальных перемен в отношении государства к Русской Православной Церкви не произошло. Наметились тенденции к смягчению антирелигиозного курса, но сам курс оставался прежним. Тем не менее советское руководство начинало постепенно осознавать невозможность проведения прежней политики в данной сфере.

Ход Великой Отечественной войны очень скоро с достаточной ясностью выявил тот факт, что, в противовес существовавшим иллюзиям, водораздел между враждующими сторонами пролегал не по классовому, а по национальному признаку. И правительство стало усиленно культивировать в народе чувство национального патриотизма8.

Во время встреч с чрезвычайным уполномоченным президента США У. А. Гарриманом на Московской конференции 29 сентября — 1 октября 1941 года И. В. Сталин откровенно признал: «Народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за советскую власть… Может быть, будет сражаться за Россию»9.

В годы войны ни одно из положений коммунистической идеологии не было отвергнуто или даже слегка пересмотрено, но реальное содержание «идеологической работы в массах» изменилось принципиально во всех областях — от культурно-исторической до религиозной, обретя несомненные национально-патриотические черты. Характерна в данном отношении речь Сталина, переданная по радио 3 июля 1941 года. Не случайно он в этой речи избрал традиционное обращение к народу, которое на протяжении веков звало к национальному единению: «Братья и сестры!» Слова Сталина о «великой русской нации — нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова» прочно вошли в идеологический контекст священной войны. Принимая 7 ноября 1941 года парад уходящих на фронт войск, Сталин призвал их вдохновляться в сражениях «мужественными образами наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Суворова и Кутузова»10. В тяжелейшие дни начала войны Сталин пришел к заключению, что «ни его социальная система, ни власть не удержатся под ударами немецких армий, если не обратиться к исконным стремлениям и самобытности русского народа»11. Восстановление традиционных ценностей в армии, отказ от института политкомиссаров в пользу принципа единоначалия явились шагами в этом направлении. Вместе с тем последовательно проводилась мысль: именно русский народ — первый среди равных — несет основную тяжесть Великой Отечественной войны. Чтобы нейтрализовать адресованную нерусским меньшинствам нацистскую пропаганду, подчеркивались исторические связи, объединявшие Россию с другими народами. В советских и партийных аппаратах республик снова стали продвигаться наверх национальные кадры.

Утверждению идеологии, сделавшей ставку на идеи патриотизма и народности, сопутствовала возрастающая персонификация верховной власти, выразившаяся в концентрации всех полномочий, гражданских и военных, в руках Сталина, который сумел благодаря победам Красной армии, особенно под Сталинградом, и росту своей популярности на международной арене сделаться воплощением вновь обретенной национальной гордости. Даже зарубежные историки признают, что его личность отождествлялась с высшей ценностью — Родиной. Солдаты шли в бой «за Родину, за Сталина»12.

Обращение к славным страницам национальной истории сыграло чрезвычайно важную роль в стимулировании сопротивления захватчикам. Утверждалась преемственность СССР по отношению к Российской империи, и эта преемственность оказывалась гораздо важнее, чем революционные истоки нового государства, родившегося в результате разрыва с прошлым. В своем кабинете Сталин распорядился повесить рядом с портретом Ленина портреты Суворова и Кутузова13. 29 июля 1942 года по его личному указанию учреждается орден Александра Невского — святого Русской Православной Церкви14. В начале 1943-го в Вооруженных силах восстанавливаются мундиры и погоны дореволюционной армии. За этой реставрацией последовала другая: были воскрешены старые чины государственной бюрократии, чиновников облачили в мундиры (меры подобного рода коснулись сначала работников судебного ведомства, потом — дипломатов)15. Для детей, потерявших на войне родителей, учреждались специальные училища, названные в честь А.В. Суворова и П.С. Нахимова и устроенные по образцу «старых кадетских корпусов»16. 1 января 1944 года сменился официальный гимн Советского Союза: вместо «Интернационала» зазвучали слова: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь…»17

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino