Поиск

«Умейте будить в людях живые чувства…»

«Умейте будить в людях живые чувства…»

Революция. Эскиз


В.А. Колесов. Эскиз декорации

О художнике Владимире Алексеевиче Колесове (1869–1928).

Третий сын московского художника и иконописца А. М. Колесова1 Владимир родился в Москве в Выползовом переулке, был крещен в храме Святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1893)2. Сначала преподавал рисование в общеобразовательной шестиклассной школе для девиц при Мос­ковской епархиальной Покровской общине сестер милосердия3 (Покровская улица, 83), затем дополнительно устроился учителем чистописания в Усачевско-Чернявское женское училище4 (Зубовская улица, 14).

В 1895 году В.А. Колесов женился на Елене Николаевне Алехиной, которой в то время было около 20 лет (о семействе невесты сведений мало — известно только, что ее мать Мария Константиновна, орловская мещанка, на момент свадьбы дочери вдовствовала). Тогда же в Костромском Низшем химико-техническом училище имени Ф.В. Чижова5 он получил место преподавателя рисования и черчения6. Вскоре после переезда у четы родилась дочь Галина. Младенца крестили в Богородицкой церкви на Московской улице7. Одним из восприемников стал инженер-технолог Константин Юрьевич Зограф, впоследствии — директор Московского Промышленного училища в память 25-летия царствования государя императора Александра II (ныне — Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева). В 1897 году у Колесовых появилась вторая дочь — Вера. Расходы увеличились, и Владимир Алексеевич начал брать учеников, писать портреты. В этот период им были созданы такие произведения, как «Незнакомка», «Портрет жены», «У окна» («Портрет Ольги Костылевой»), «Портрет девочки в голубом платье», портреты Ф.В. Чижова (см. прим. 5) и Татьяны Дмитриевны Зотовой, по завещанию которой в Костроме построили женское городское двухклассное училище. Два последних полотна, заказанные городской управой, были вывешены в зале заседаний местной думы; художник работал по фотографиям, поскольку Чижов и Зотова к тому времени умерли. Тогда же он пишет углем небольшой портрет костромского губернатора Александра Романовича Шидловского.

В 1901 году коллежского асессора В. А. Колесова производят в надворные советники. Через год он направляет Министерству императорского двора прошение об открытии в Костроме художественной школы и получает на это дозволение; одновременно становится преподавателем рисования в Костромском епархиальном женском училище (КЕЖУ)8, а к 1909 году, состоя уже в чине коллежского советника, учительствует также в двух городских гимназиях.

Каким же был Колесов-педагог? Много позже, в 1923 году, заполняя анкету губернского отдела народного образования, Владимир Алексеевич указал: «Мой взгляд — нужно входить в психологию учащихся различных возрастов и, изучивши их, уже прикладывать к ним свои многолетние умения и практику, стараясь вызвать в них сознательное и правильное понимание изучаемого ими предмета»9. Для учениц мастер являлся непререкаемым авторитетом, а для многих — даже предметом романтической влюбленности. На обороте снимка, подаренного одной из них при выпуске (1908), Владимир Алексеевич написал: «Любите все хорошее и все умное, умейте будить в людях живые чувства, умейте ценить добро и отвечайте, если встретите в жизни. Искренность не отвергайте — и будете счастливы». Сохранился другой снимок, врученный ученице Ольге Политковской, с подписью: «Не будьте горды, будьте правдивы и отвечайте добром на добро, и проживете в душе счастливей, богаче. Вот Вам мое желанье».

В 1910 году В. А. Колесов — уже довольно известный в губернии художник, статский советник, глава художественной школы, кавалер ордена Святого Станислава III степени. Он выполняет еще один портрет Ф. В. Чижова, получает заказы на создание портретов надворного советника Григория Николаевича Макарова и почетного попечителя Костромской мужской гимназии помещика Алексея Андреевича Лопухина10. Однако, несмотря на востребованность Владимира Алексеевича, семья испытывала денежные затруднения, связанные, скорее всего, с тяжелой болезнью Елены Николаевны — хроническим пороком сердца. Мать В.  А. Колесова в письмах подругам неоднократно сетовала по поводу долгов сына, жалела его жену. Из этих же писем следует, что какое-то время художник имел проблемы со слухом — вероятно, на нервной почве. К сожалению, врачи не смогли помочь Елене Николаевне — 29 сентября 1910 года ее не стало.

В 1913 году В. А. Колесов познакомился с Варварой Федоровной Новиковой. В апреле 1914-го они обвенчались и поселились в Костроме сначала на улице Русина, 19, потом на улице Всехсвятской неподалеку от КЕЖУ. В нижнем этаже дома Колесовы устроили студию. В 1915 году у них родилась дочь Тамара. Восприемниками при крещении были старшая дочь Владимира Алексеевича Галина и фотомастер Григорий Павлович Куракин11.

Вскоре в Костроме состоялась выставка картин местных художников и любителей искусств в пользу воинов Пултуского и Юрьевецкого пехотных полков. В. А. Колесов предоставил более дюжины своих работ, в том числе портреты матери, первой и второй жены и старших дочерей12.

Устоявшееся течение жизни нарушила Первая мировая война. В 1916 году в здании КЕЖУ разместился эвакуированный из Гродно госпиталь, и занятия здесь закончились раньше положенного срока — 1 апреля. Оставшийся не у дел Колесов подал епархиальному архиерею прошение об отставке. 23 апреля в Москве умерла мать художника Екатерина Тимофеевна (по семейному преданию, в этот день в костромском доме Колесовых сорвалась с гвоздя картина «Голова Иоанна Крестителя», написанная отцом Владимира Алексеевича).

В. А. Колесов в ту пору, кроме портретов, создавал эскизы театральных афиш, костюмов и декораций. В доме часто устраивались музыкально-литературные вечера, в ходе которых хозяин демонстрировал гостям свое умение играть на рояле и мандолине.

В 1917 году прекратились занятия в училище имени Ф. В. Чижова. В июле в актовом зале учебного заведения прошло общегородское собрание членов РСДРП, в августе — губернский съезд рабочих и солдатских депутатов. Так В. А. Колесов потерял еще одно место службы. В 1918 году умерла двухлетняя Томочка, а чуть позже — старший брат художника, московский архитектор П. А. Колесов, и сестра Евгения. В память об ушедшей дочурке Владимир Алексеевич написал ее портрет. Между тем он вместе с коллегами участвовал в оформлении рабочих клубов, в том числе Первого социалистического (позже здание занимал горком комсомола). А. В. Луначарский, посетивший Кострому в 1919 году, констатировал: «Первый социалистический клуб представляет из себя образцовое учреждение с прекрасным помещением, несколькими интересными кабинетами, отличается высокой посещаемостью, и при нем уже второй раз устраиваются пользующиеся огромным успехом в рабочей среде курсы для деятелей клубного дела»13