Поиск

«Я песню сложил…»

«Я песню сложил…»

Кадр из фильма «Детство Горького». Фотография из архива Киностудии имени М. Горького


Кадр из фильма «Детство Горького». Фотография из архива Киностудии имени М. Горького

О киноактере Алексее Петровиче Лярском (1923–1943).

В 1938–1939 годах на экраны нашей страны вышли фильмы «Детство Горького» и «В людях», принесшие славу их режиссеру — Марку Семеновичу Донскому (1901–1981). Он был признан одним из самобытнейших мастеров не только отечественного, но и мирового кинематографа. Итальянские неореалисты, французские критики «новой волны» ценили «Детство Горького» и считали М. С. Донского предтечей направлений, к которым они принадлежали.

Роль главного героя в этих фильмах по произведениям М. Горького — Алеши Пешкова — исполнил московский школьник Алеша Лярский. Его внешние данные счастливо совпали с обликом знаменитого писателя. Также оказались востребованными некоторые психофизические и душевные свойства мальчика. М. С. Донской вспоминал, что среди других «курносых, голубоглазых, русоголовых» кандидатов на роль Алеша выделялся «глубиной, вдумчивостью, лиричностью»1. Внимательный, «вдумчивый» взгляд Алексея стал визуальной доминантой картины — он запечатлен на афишах, сопровождавших премьеру, без него невозможно было обойтись при иллюстрировании посвященных фильму журнальных и газетных публикаций. Имя и фамилию юного актера сегодня вспомнят немногие, но его лицо сразу вызовет в памяти ленту М. С. Донского.

Персонажа Лярского роднит с лучшими кинообразами довоенной эпохи стремление вырваться за рамки привычного житейского уклада, изведать новые горизонты. В начале фильма «Детство Горького» он предстает робким мальчуганом, испуганно взирающим из-за спины матери на суровую родню, а в финале уверенно покидает семейство алчного, по-своему несчастного деда, отправляется «в люди» и в следующем фильме возвращается домой возмужавшим, обогащенным душевно.

«Я песню сложил», — говорит на экране залюбовавшийся волжским простором Алеша Пешков. А. П. Лярский тоже сложил свою «песню» — в жизни, которая оборвалась слишком рано. Двадцати лет не исполнилось ему, когда он погиб на фронте, но к его биографии успели пристать, как ракушки к корпусу корабля, несколько мифов. Согласно одному из них, Лярский был сиротой и воспитывался в детском доме. Насчет детского дома достоверных сведений не имеется. Точно известно лишь то, что Алексей появился на свет в Москве, остался без родителей, и его взяла к себе тетя по отцовской линии Акулина Лукьяновна (совпадение: Акулиной звали и бабушку экранного героя). Другой миф вытекает из первого: будто бы после демонстрации за рубежом фильмов «Детство Горького» и «В людях» А. П. Лярский получил письмо от миллионера-промышленника из Чикаго, прослышавшего, что Алексей — детдомовец, и пожелавшего усыновить юного актера. От предложения тот, конечно, отказался2. Пока документального подтверждения данной истории нет: поведал ее устно Марк Донской — человек, по общему мнению, склонный к вымыслам. Рождались мифы и во время съемок в Горьком (Нижнем Новгороде) и его окрестностях. Среди ребят, обитавших в ближайших населенных пунктах, пошел слух: за артистом, который изображает Алешу Пешкова, «все время ходят двое, вроде слуг, и как только он захочет есть, сразу же приносят ему целое блюдо пирожных»3. В действительности же доля А. П. Лярского в ходе работы не была сладкой. Неопытный актер, он порой не сразу понимал режиссерские требования, темпераментный Донской повышал голос, в ответ Алексей внутренне «зажимался» и уже ничего не мог сыграть. Марку Семеновичу приходилось умерять пыл, ласково, доверительно объяснять мальчику, чего от него хотят.

При общей благожелательности отзывов на «Детство Горького», некоторым критикам не хватило в главном герое активности, сильных душевных порывов. Например, драматург Евгений Габрилович высказался так: «В фильме Алеша наблюдает да слушает, но почти бездействует. Отсюда некоторая монотонность, статичность образа»4. Уже в другую эпоху, в 1972 году, видный киновед Юрий Ханютин, высоко оценивая фильм в целом, отметил, что Пешков лишен индивидуальности5, однако отсутствие у персонажа яркого характера восполняется лиричностью авторского взгляда6. Между тем нельзя не признать: этой «лиричностью» картина обязана игре А. П. Лярского. Рецензенты, говоря о работе актера, отмечали «недетскую серьезность»7, «недетскую пытливость»8 в его глазах.

Оба фильма были признаны большими удачами нашего кинематографа, а школьник Алексей Лярский оказался в центре всеобщего внимания. Первую награду он получил после премьеры «Детства Горького» — фотоаппарат; по выходе же на экраны картины «В людях» удостоился медали «За трудовое отличие», которую ему вручил в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин. На фотографии, запечатлевшей момент после награждения, мы видим А. П. Лярского в окружении прославленных деятелей советского кино — актеров Николая Черкасова, Бориса Чиркова, Тамары Макаровой, Зои Федоровой, режиссеров Марка Донского, Григория Козинцева, Леонида Трауберга, Сергея Юткевича…

Алеше не хватало общения со сверст­никами. В детской комнате киностудии, где юные артисты отдыхали и ожидали съемок, он часто скучал в одиночестве. Поэтому радостным оказалось для него знакомство и общение с ребятами — участниками фильма «Семиклассники». Эта кинолента не запомнилась зрителям, но стала значимой в биографии нашего героя, поскольку свела его с пришедшей в съемочную группу «Семиклассников» девушкой Вандой Адамович. Незадолго до войны они поженились. Тетя А. П. Лярского настояла, чтобы племянник сначала «встал на ноги», овладел «настоящим» ремеслом, позволяющим обеспечить себя и свою семью, а потом уже «шел в артисты». И отправился А. П. Лярский, подобно сыгранному им Алеше Пешкову, «в люди» — был учеником ювелира, работал часовщиком. Но тут грянула война…

Алексея призвали в армию. После короткого периода учебы он получил специальность наводчика орудия и в составе 365-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона (или, как еще говорили, «артбулбата»), сформированного из москвичей и жителей Московской области, защищал Ленинград и Новгород9.

Зимой 1943 года батальон держал оборону в районе Новгорода. Передвигались солдаты по ходам сообщения в основном ночью, поскольку днем позиция плотно простреливалась фашистскими снайперами. Поэтому командир пулеметного отделения крайне удивился, когда в его землянку утром 8 февраля явился Алексей — просто поговорить о текущих делах. Стоило бойцу выйти, как снайперская пуля попала ему в грудь10. Похоронили А. П. Лярского следующей ночью недалеко от деревни Кипино Демянского района Новгородской области в чистом поле. Он так и не увидел своего сына, родившегося в ноябре 1941 года, — тоже русоголового и голубоглазого. Мальчику дали имя Арнольд, но друзья и знакомые называли его Алексеем.

Вдова А. П. Лярского, Ванда Францевна, работала на Центральной студии документальных фильмов директором кинокартин. Сын, став взрослым, тоже связал свою жизнь с этой студией — трудился там водителем. Обоих уже нет с нами. В Москве живут потомки Алексея Петровича — две внучки и правнуки. В 1977 году был восстановлен фильм Марка Донского. И по-прежнему на экране юный Алеша Лярский — Алеша Пешков, упоенный красотой родной земли, пытается сложить свою песню…

 

1Архив Киностудии имени М. Горького. Запись беседы журналиста Н. Добротворского с М. Донским. Машинопись. С. 4.

2Добротворский Н. Он пережил на экране жизнь Горького… // Горьковская правда. 1974. № 182. 6 августа.

3Он же. Алеша Лярский — юный актер и храбрый солдат // Костер. 1975. № 1.

4Габрилович Е. Детство Горького // Известия. 1938. 21 июня.

5Ханютин Ю. С дистанции времени // Марк Донской. М., 1973. С. 53.

6Там же. С. 54.

7Очерки истории советского кино. Т. 2. М., 1959. С. 477.

8Писаревский Д. 100 фильмов советского кино. М., 1967. С. 97.

9Добротворский Н. Алексей Лярский — актер и солдат // Новгородская правда. 1974. № 123. 29 мая.

10Там же.