Поиск

«Это был человек с железной волей»

«Это был человек с железной волей»

Канонерская лодка типа «Морж»


А. П. Боголюбов. Потопление турецкого монитора «Сейфи» на Дунае 14 мая 1877 года. Холст, масло. 1877–1878 годы. Центральный военно-морской музей

О московском генерал-губернаторе (1905–1906) адмирале Федоре Васильевиче Дубасове (1845–1912).

Жизненный путь Ф. В. Дубасова определился рано. Двенадцати лет он поступил в Морской кадетский корпус. Во время учебы совершил три плаванья «по Финскому заливу и в крейсерстве у Курляндских берегов». В 1863 году его выпустили из корпуса в чине гардемарина и направили служить на тихоокеанскую эскадру — наиболее активно действующее наше военно‑морское соединение того времени. После поражения в Крымской войне (1853–1856) Россия лишилась Черноморского флота. Русские суда на Балтике были фактически заперты в этом море, прозванном моряками «Маркизовой лужей» — по титулу морского министра первой половины XIX века маркиза де Траверсе, считавшего Россию исключительно сухопутной державой. Доказывать обратное можно было лишь в Тихом океане. Находившаяся там эскадра, состоящая из легких маневренных корветов и клиперов, бороздила водные просторы от Аляски до Австралии и от Китая до Америки. Служивший на этой эскадре К. М. Станюкович писал, что молодым гардемаринам, готовившимся к получению офицерского чина, могли в качестве учебной темы предложить, например, следующую: «Как, имея в своем распоряжении два корвета и три клипера, захватить бухту Сан-Франциско и разгромить на рейде значительно превосходящую силами неприятельскую эскадру»1.

К месту назначения (порт Николаевск, ныне — Николаевск-на-Амуре) Ф. В. Дубасов ехал более восьми месяцев сухим путем через Сибирь. По прибытии оказалось, что эскадра находится в океане. Поэтому Дубасова определили на винтовую канонерскую лодку «Морж» Сибирской флотилии. Почти полгода он плавал на ней, охраняя российские берега в Татарском проливе и Охотском море. Наконец появилась возможность добраться до эскадры, к которой в Китайское море отправлялась шхуна «Сахалин». 29 марта 1865 года суда встретились. Вскоре Дубасова произвели в мичманы. Служил он на корветах «Варяг» и «Богатырь», на клипере «Изумруд». Вернувшись в Кронштадт (1867), был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

В 1870 году Ф. В. Дубасов окончил Академический курс морских наук2 уже лейтенантом. Его зачислили в Гвардейский экипаж, личный состав которого нес службу на императорских яхтах. Федор Васильевич ходил на яхтах «Забава» и «Держава» по Финскому заливу и Балтийскому морю; в 1874 году в Англии надзирал за строительством яхты наследника-цесаревича «Славянка», после чего был включен в состав ее команды старшим офицером кораб­ля. За год до начала Русско-турецкой войны (1877–1878) из состава Гвардейского экипажа был сформирован отряд, который перевели в Кишинев для взаимодействия с сухопутной армией на Дунае и его притоках. Дубасову поручили вооружить и оснастить шесть паровых минных катеров — военных судов совершенно нового типа по тем временам, и с этой задачей он блестяще справился. В первый же день войны (12 апреля) Федор Васильевич отправился выполнять боевое задание — устраивать минное заграждение в устье реки Серет. 18 апреля на катере «Джигит» лейтенант Дубасов захватил турецкий каик (легкое гребное или парусное судно), через три дня со своими катерами и отрядом добровольцев совершил ночную вылазку на неприятельский берег для повреждения телеграфных линий, 28 апреля ставил минные заграждения у города Браилова, где русские батареи потопили турецкий броненосец «Лютфи-Джелиль».

Вскоре нашим кораблям срочно потребовалось топливо. Разведка доложила о наличии у противника угольного склада в деревне Гечет. Для рейда выделили пароход «Взрыв» с баржей и три катера под командованием Ф. В. Дубасова. На судах разместили 200 десантников во главе с полковником А. П. Струковым. 1 мая 1877 года отряд совершил бросок к деревне, захватил склад, погрузил на баржу 120 тонн угля и успел ускользнуть от преследования.

Командуя катерами, Ф. В. Дубасов и далее ставил мины, проводил рекогносцировки, ходил в ночные атаки на турецкую эскадру. 11–12 мая два его катера «прикрывали движение отряда капитана 1-го ранга Рогуля от наступления вдвое сильнейшего неприятеля». Под вражеским огнем Дубасов распорядился сделать «демонстративную постановку двух линий минных заграждений, после чего, прорвавшись через линию турецких судов, ушел в Браилов»3. В ночь на 14 мая у крепости Мачин дубасовский отряд из четырех катеров ударил по трем кораблям турок. Катер «Царевна», которым командовал сам Федор Васильевич, и катер «Ксения» шестовыми минами (заряды, закрепленные на длинных шестах) взорвали броненосный монитор «Сейфи». Это была одна из самых смелых и успешных атак российских моряков на Дунае.

Вскоре Ф. В. Дубасова назначили командиром канонерской лодки «Великий князь Николай» и начальником отдельного отряда из канонерки и двух катеров. Ночью 10 июня отряд нанес удар по Мачину, а в июле начал наступление вверх по Дунаю. Суда содействовали со стороны реки взятию крепости Черноводы — их команды выполняли промеры глубин, определяли расположение батарей противника, совершали вылазки на турецкий военный лагерь у селения Буджах. Дубасов участвовал в сражениях у крепости Силистрия. 5 декабря он вместе со «всеми наличными офицерами отряда» и добровольцами провел там разведку боем.

По завершении войны моряки еще продолжали нести службу на Дунае, теперь уже снимая минные заграждения. Лишь в июле 1878 года Федор Васильевич вернулся в Петербург, удостоившись орденов Святого Георгия 4-й степени «за взрыв турецкого монитора» и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом «за подвод брандеров (минированных судов. — А. Ш.) на турецкие военные суда и мост, строившийся у Силистрии»), золотого оружия «за устройство минных заграждений», чина капитан-лейтенанта «за отличие в делах против турок». Правители союзных России государств тоже отметили его заслуги наградами (румынские «Железный крест за войну 1877–1878 годов» и медаль «За храбрость», черногорская золотая медаль «За храбрость», мекленбург-шверинский крест «За военные отличия»). В мирное время он несколько месяцев служил на кораблях Добровольного флота — судоходной компании (акционерного общества), выполнявшей различные правительственные заказы, в том числе оказывавшей помощь военно-морскому флоту. Федор Васильевич командовал пароходом «Россия» и совершил на нем рейс из Балтийского моря в Черное, участвуя в вывозе войск с Балкан на родину. А в 1878 году его назначают императорским флигель-адъютантом. Далее он как признанный специалист по минной войне на море начальствовал над отрядом миноносок Гвардейского экипажа (1879–1880); с мая по август 1882 года руководил Практическим (сформированным для обучения личного состава) отрядом миноносок Балтийского флота. Был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени.

В 1879 году Ф. В. Дубасов женился на Александре Сергеевне Сипягиной, дочери штабс-капитана. В браке родились пятеро детей: Ирина (1881), Дарья (1888), Олег (1889), Дмитрий (1892) и Татьяна (1895).

С 1882 по 1883 год наш герой пребывал в отставке «по домашним обстоятельствам». После возвращения на флот командовал различными кораблями — крейсером «Африка» (1883–1885), фрегатом «Светлана» (1888–1889), крейсером «Владимир Мономах» (1889–1891), броненосцем «Петр Великий» (1891), плавучей батареей «Не тронь меня» (1891–1892). В основном ходил по Финскому заливу и Балтийскому морю, но на «Владимире Мономахе» отправился в дальнее плавание по трем океанам. Сначала крейсер, обогнув Европу, вошел в Средиземное море, демонстрируя здесь военно-морское присутствие России, затем сопровождал крейсер «Память Азова», принявший на борт в порту Пирей наследника российского престола цесаревича Николая, совершавшего путешествие по Евразии (Восточное путешествие), морская часть которого закончилась во Владивостоке.

Ярко проявил себя Федор Васильевич и на военно-административном, военно-юридическом, военно-дипломатическом поприщах: входил в состав Комиссии по выработке положений о минных классах, отрядах и командах (1884), военно-морского суда Кронштадтского порта (1886), был флаг-капитаном (начальником штаба) Практической эскадры Балтийского моря, членом Комиссии для рассмотрения проекта положения об управлении морскими командами на берегу (1888–1889), морским агентом (атташе) в Германии (1892–1895), участ­вовал в работе Комиссии по организации береговой обороны государства (1896). В 1885 году он — капитан 2-го ранга, меньше чем через год — капитан 1-го ранга, в 1893-м — контр-адмирал и к тому времени кавалер, в дополнение к названным выше, орденов Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святого Станислава 1-й степени.

В 1896–1897 годах Ф. В. Дубасов служил младшим флагманом тихоокеанской эскадры, затем (1897–1899) — ее командующим. Российская империя тогда расширяла свое присутствие в Тихом океане. Для этого требовался незамерзающий порт. Было принято решение создать военно-морскую базу южнее Владивостока — на Ляодунском полуострове (Китай). В 1898 году эскадра обеспечила занятие полуострова российскими войсками и начало строительство там порта и укреплений. По итогам службы на Дальнем Востоке Федор Васильевич получил высочайшую благодарность, орден Святой Анны 1-й степени и чин вице-адмирала.

В 1899 году Дубасова вернули на Балтику старшим флагманом 1-й флотской дивизии, включавшей в себя самые мощные броненосные корабли империи. В 1901-м последовало назначение его на должность председателя Морского технического комитета, после чего вице-адмирал в море больше не выходил — теперь он отвечал за перевооружение российского военного флота кораблями нового поколения. В его ведении состояли крупнейшие судостроительные предприятия — Балтийский и Невский заводы, Новое адмиралтейство, Опытовый (испытательный) бассейн при Санкт-Петербургском порту… Федор Васильевич удостоился целого ряда монарших благоволений за руководство закладкой, постройкой и спуском на воду эскадренных броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава», крейсеров «Олег», «Алмаз», «Жемчуг», императорской яхты «Александрия» и других кораблей. Не замедлили себя ждать и новые ордена — Святого Владимира 2‑й степени, Белого Орла, а также звание генерал-адъютанта. В 1905 году Ф. В. Дубасов стал постоянным членом только что созданного Совета государственной обороны; от должности председателя Морского технического комитета он вскоре отказался…