restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

«Это был человек с железной волей»

«Это был человек с железной волей»

Канонерская лодка типа «Морж»


А. П. Боголюбов. Потопление турецкого монитора «Сейфи» на Дунае 14 мая 1877 года. Холст, масло. 1877–1878 годы. Центральный военно-морской музей

О московском генерал-губернаторе (1905–1906) адмирале Федоре Васильевиче Дубасове (1845–1912).

Жизненный путь Ф. В. Дубасова определился рано. Двенадцати лет он поступил в Морской кадетский корпус. Во время учебы совершил три плаванья «по Финскому заливу и в крейсерстве у Курляндских берегов». В 1863 году его выпустили из корпуса в чине гардемарина и направили служить на тихоокеанскую эскадру — наиболее активно действующее наше военно‑морское соединение того времени. После поражения в Крымской войне (1853–1856) Россия лишилась Черноморского флота. Русские суда на Балтике были фактически заперты в этом море, прозванном моряками «Маркизовой лужей» — по титулу морского министра первой половины XIX века маркиза де Траверсе, считавшего Россию исключительно сухопутной державой. Доказывать обратное можно было лишь в Тихом океане. Находившаяся там эскадра, состоящая из легких маневренных корветов и клиперов, бороздила водные просторы от Аляски до Австралии и от Китая до Америки. Служивший на этой эскадре К. М. Станюкович писал, что молодым гардемаринам, готовившимся к получению офицерского чина, могли в качестве учебной темы предложить, например, следующую: «Как, имея в своем распоряжении два корвета и три клипера, захватить бухту Сан-Франциско и разгромить на рейде значительно превосходящую силами неприятельскую эскадру»1.

К месту назначения (порт Николаевск, ныне — Николаевск-на-Амуре) Ф. В. Дубасов ехал более восьми месяцев сухим путем через Сибирь. По прибытии оказалось, что эскадра находится в океане. Поэтому Дубасова определили на винтовую канонерскую лодку «Морж» Сибирской флотилии. Почти полгода он плавал на ней, охраняя российские берега в Татарском проливе и Охотском море. Наконец появилась возможность добраться до эскадры, к которой в Китайское море отправлялась шхуна «Сахалин». 29 марта 1865 года суда встретились. Вскоре Дубасова произвели в мичманы. Служил он на корветах «Варяг» и «Богатырь», на клипере «Изумруд». Вернувшись в Кронштадт (1867), был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

В 1870 году Ф. В. Дубасов окончил Академический курс морских наук2 уже лейтенантом. Его зачислили в Гвардейский экипаж, личный состав которого нес службу на императорских яхтах. Федор Васильевич ходил на яхтах «Забава» и «Держава» по Финскому заливу и Балтийскому морю; в 1874 году в Англии надзирал за строительством яхты наследника-цесаревича «Славянка», после чего был включен в состав ее команды старшим офицером кораб­ля. За год до начала Русско-турецкой войны (1877–1878) из состава Гвардейского экипажа был сформирован отряд, который перевели в Кишинев для взаимодействия с сухопутной армией на Дунае и его притоках. Дубасову поручили вооружить и оснастить шесть паровых минных катеров — военных судов совершенно нового типа по тем временам, и с этой задачей он блестяще справился. В первый же день войны (12 апреля) Федор Васильевич отправился выполнять боевое задание — устраивать минное заграждение в устье реки Серет. 18 апреля на катере «Джигит» лейтенант Дубасов захватил турецкий каик (легкое гребное или парусное судно), через три дня со своими катерами и отрядом добровольцев совершил ночную вылазку на неприятельский берег для повреждения телеграфных линий, 28 апреля ставил минные заграждения у города Браилова, где русские батареи потопили турецкий броненосец «Лютфи-Джелиль».

Вскоре нашим кораблям срочно потребовалось топливо. Разведка доложила о наличии у противника угольного склада в деревне Гечет. Для рейда выделили пароход «Взрыв» с баржей и три катера под командованием Ф. В. Дубасова. На судах разместили 200 десантников во главе с полковником А. П. Струковым. 1 мая 1877 года отряд совершил бросок к деревне, захватил склад, погрузил на баржу 120 тонн угля и успел ускользнуть от преследования.

Командуя катерами, Ф. В. Дубасов и далее ставил мины, проводил рекогносцировки, ходил в ночные атаки на турецкую эскадру. 11–12 мая два его катера «прикрывали движение отряда капитана 1-го ранга Рогуля от наступления вдвое сильнейшего неприятеля». Под вражеским огнем Дубасов распорядился сделать «демонстративную постановку двух линий минных заграждений, после чего, прорвавшись через линию турецких судов, ушел в Браилов»3. В ночь на 14 мая у крепости Мачин дубасовский отряд из четырех катеров ударил по трем кораблям турок. Катер «Царевна», которым командовал сам Федор Васильевич, и катер «Ксения» шестовыми минами (заряды, закрепленные на длинных шестах) взорвали броненосный монитор «Сейфи». Это была одна из самых смелых и успешных атак российских моряков на Дунае.

Вскоре Ф. В. Дубасова назначили командиром канонерской лодки «Великий князь Николай» и начальником отдельного отряда из канонерки и двух катеров. Ночью 10 июня отряд нанес удар по Мачину, а в июле начал наступление вверх по Дунаю. Суда содействовали со стороны реки взятию крепости Черноводы — их команды выполняли промеры глубин, определяли расположение батарей противника, совершали вылазки на турецкий военный лагерь у селения Буджах. Дубасов участвовал в сражениях у крепости Силистрия. 5 декабря он вместе со «всеми наличными офицерами отряда» и добровольцами провел там разведку боем.

По завершении войны моряки еще продолжали нести службу на Дунае, теперь уже снимая минные заграждения. Лишь в июле 1878 года Федор Васильевич вернулся в Петербург, удостоившись орденов Святого Георгия 4-й степени «за взрыв турецкого монитора» и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом «за подвод брандеров (минированных судов. — А. Ш.) на турецкие военные суда и мост, строившийся у Силистрии»), золотого оружия «за устройство минных заграждений», чина капитан-лейтенанта «за отличие в делах против турок». Правители союзных России государств тоже отметили его заслуги наградами (румынские «Железный крест за войну 1877–1878 годов» и медаль «За храбрость», черногорская золотая медаль «За храбрость», мекленбург-шверинский крест «За военные отличия»). В мирное время он несколько месяцев служил на кораблях Добровольного флота — судоходной компании (акционерного общества), выполнявшей различные правительственные заказы, в том числе оказывавшей помощь военно-морскому флоту. Федор Васильевич командовал пароходом «Россия» и совершил на нем рейс из Балтийского моря в Черное, участвуя в вывозе войск с Балкан на родину. А в 1878 году его назначают императорским флигель-адъютантом. Далее он как признанный специалист по минной войне на море начальствовал над отрядом миноносок Гвардейского экипажа (1879–1880); с мая по август 1882 года руководил Практическим (сформированным для обучения личного состава) отрядом миноносок Балтийского флота. Был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени.

В 1879 году Ф. В. Дубасов женился на Александре Сергеевне Сипягиной, дочери штабс-капитана. В браке родились пятеро детей: Ирина (1881), Дарья (1888), Олег (1889), Дмитрий (1892) и Татьяна (1895).

С 1882 по 1883 год наш герой пребывал в отставке «по домашним обстоятельствам». После возвращения на флот командовал различными кораблями — крейсером «Африка» (1883–1885), фрегатом «Светлана» (1888–1889), крейсером «Владимир Мономах» (1889–1891), броненосцем «Петр Великий» (1891), плавучей батареей «Не тронь меня» (1891–1892). В основном ходил по Финскому заливу и Балтийскому морю, но на «Владимире Мономахе» отправился в дальнее плавание по трем океанам. Сначала крейсер, обогнув Европу, вошел в Средиземное море, демонстрируя здесь военно-морское присутствие России, затем сопровождал крейсер «Память Азова», принявший на борт в порту Пирей наследника российского престола цесаревича Николая, совершавшего путешествие по Евразии (Восточное путешествие), морская часть которого закончилась во Владивостоке.

Ярко проявил себя Федор Васильевич и на военно-административном, военно-юридическом, военно-дипломатическом поприщах: входил в состав Комиссии по выработке положений о минных классах, отрядах и командах (1884), военно-морского суда Кронштадтского порта (1886), был флаг-капитаном (начальником штаба) Практической эскадры Балтийского моря, членом Комиссии для рассмотрения проекта положения об управлении морскими командами на берегу (1888–1889), морским агентом (атташе) в Германии (1892–1895), участ­вовал в работе Комиссии по организации береговой обороны государства (1896). В 1885 году он — капитан 2-го ранга, меньше чем через год — капитан 1-го ранга, в 1893-м — контр-адмирал и к тому времени кавалер, в дополнение к названным выше, орденов Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святого Станислава 1-й степени.

В 1896–1897 годах Ф. В. Дубасов служил младшим флагманом тихоокеанской эскадры, затем (1897–1899) — ее командующим. Российская империя тогда расширяла свое присутствие в Тихом океане. Для этого требовался незамерзающий порт. Было принято решение создать военно-морскую базу южнее Владивостока — на Ляодунском полуострове (Китай). В 1898 году эскадра обеспечила занятие полуострова российскими войсками и начало строительство там порта и укреплений. По итогам службы на Дальнем Востоке Федор Васильевич получил высочайшую благодарность, орден Святой Анны 1-й степени и чин вице-адмирала.

В 1899 году Дубасова вернули на Балтику старшим флагманом 1-й флотской дивизии, включавшей в себя самые мощные броненосные корабли империи. В 1901-м последовало назначение его на должность председателя Морского технического комитета, после чего вице-адмирал в море больше не выходил — теперь он отвечал за перевооружение российского военного флота кораблями нового поколения. В его ведении состояли крупнейшие судостроительные предприятия — Балтийский и Невский заводы, Новое адмиралтейство, Опытовый (испытательный) бассейн при Санкт-Петербургском порту… Федор Васильевич удостоился целого ряда монарших благоволений за руководство закладкой, постройкой и спуском на воду эскадренных броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава», крейсеров «Олег», «Алмаз», «Жемчуг», императорской яхты «Александрия» и других кораблей. Не замедлили себя ждать и новые ордена — Святого Владимира 2‑й степени, Белого Орла, а также звание генерал-адъютанта. В 1905 году Ф. В. Дубасов стал постоянным членом только что созданного Совета государственной обороны; от должности председателя Морского технического комитета он вскоре отказался…

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino