Поиск

Пути-дороги на Коломну

Пути-дороги на Коломну

Вид на Боровский курган с моста через Москву-реку от деревни Заозерье


Вид на село Беседы от МКАД

Продолжение рассказа о древних дорогах юга Москвы.

Существующая ныне дорога из Москвы в Коломну начинается, как и во времена Московского княжества, в Заяузье на Таганской площади. Рядом с площадью возвышается церковь Святителя Николая на Болвановье, в имени которой отражено название древнего московского урочища. Дорога идет к Покровской заставе (ныне — площадь Абельмановской заставы), следует Нижегородской улицей, а затем Рязанским проспектом мимо исчезнувших деревень Хохловки, Карачарова и Выхина (их названия сохранились в наименованиях станций метро и железной дороги), пересекает МКАД, далее пролегает по Октябрьскому проспекту через Люберцы, по Рязанскому шоссе через Жилино и Островцы, доходит до моста через Москву-реку у деревни Заозерье и продолжается Старорязанским шоссе через Бронницы. Именно этой дорогой в настоящее время добираются из Москвы в Коломну. Была она основной и в XVII–XX веках, только раньше переправа через Москву‑реку действовала на Боровском перевозе, в полутора километрах выше по течению. Рядом со старым шоссе проложена современная трасса — Новорязанская, в объезд Коломны. Устроена она с целью оптимизации транспортных путей. Как будет показано ниже, подобная ситуация имела место и в далеком прошлом.

В древности из Москвы в Коломну вели еще как минимум две дороги. О них мы знаем из «Сказания о Мамаевом побоище». Это произведение появилось намного позже описываемых в нем событий — в XV веке, но поскольку нас интересуют только дороги, в качестве исторического источника «Сказание» смело можно использовать.

В 1380 году сборные русские войска под предводительством Дмитрия Донского двинулись из Москвы в Коломну, чтобы затем оттуда идти на Куликово поле для решающей битвы с Мамаем. Сохранилось несколько редакций «Сказания». Из Основной и Киприановской редакций следует, что войска шли тремя дорогами: «Князь же великий отпусти брата своего князя Владимера на Брашеву дорогою, а белозерьскые князи — Болвановскою, а сам князь великий поиде на Котел дорогою. Напреди же ему солнце добре сиаеть, а по нем кроткый ветрец вееть. Того бо ради разлучися князь великий з братом своим, яко не вместитися им единою дорогою». Далее мы узнаем, что Дмитрий Донской с войском следовал по большой и широкой дороге: «Уже стук стучить и гром гремить по ранней зоре, князь Владимер Андреевич Москву реку перевозится на красном перевозе в Боровъсце. Князь же великий прииде на Коломну в суботу, на память святого отца Моисиа Мурина. Ту же быша мнози воеводы и ратници и стретоша его на речке на Северке».

Из вышеописанного видно, что Дмитрий Донской отправился дорогой через Котел, перед Коломной на речке Северке был встречен военачальниками, князь Владимир Андреевич выступил по Брашевской дороге, которая шла к Москве-реке, к Боровскому перевозу, а князья Белозерские — по Болвановской. Печатный вариант Основной редакции «Сказания» дополняет, что Болвановская дорога называлась также Деревенской1.

В итоге мы узнали названия трех дорог из Москвы в Коломну. Но знаем ли мы, как проходили их древние трассы? Сведения на сей счет очень скудны. В летописи под 1497 годом упоминается о встрече Анны Рязанской в Москве «на Вспольи на Болвановьи» и о ее проводах обратно в Рязань через Николо-Угрешский монастырь. Отсюда следует, что дорога из Рязани и Коломны выходила на пригород Москвы — Болвановье, и что одна из рязанских (а следовательно, коломенских) дорог пролегала через Николо-Угрешский монастырь (начинаться эта дорога должна была на Таганской площади).

Другое упоминание коломенской дороги, относящееся к 1521 году, содержится в разыскном деле о побеге князя Ивана Ивановича Рязанского из Москвы. Согласно этому документу, дорога на Коломну называлась Боровской (а значит, шла через Боровский перевоз и была Брашевской), а начиналась «на Болвановье»2.

Болвановье — это урочище в районе Таганки. Улица Верхняя Радищевская ранее называлась Верхней Болвановской. Николо-Угрешский монастырь, по преданию, был основан на левом берегу Москвы-реки Дмитрием Донским, возвращавшимся с Куликова поля в Москву (нынешний адрес обители — город Дзержинский Московской области).

Итак, перед нами — набор разрозненных элементов пазла (названия дорог и урочищ), из которых предстоит собрать целостную картину. Следует отметить, что здесь мы не являемся первопроходцами. Трассировкой древних коломенских путей еще в XIX веке занимался писатель-краевед Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, позже к этой теме обращались историки М.Н. Тихомиров, С.З. Чернов, А.Б. Мазуров. Николай Дмитриевич сначала попытался описать коломенские дороги в очерке, посвященном Андроникову монастырю (1842). Он посчитал, что Болвановская дорога шла по Варварке, Солянке, переправлялась через Яузу и проходила мимо Андроникова монастыря — дальнейшее описание отсутствовало. В настоящее время через Яузу переправляются по Астаховскому мосту, откуда улица Николоямская идет прямо к Андроникову монастырю, а Яузская улица — к церкви Святителя Николая на Болвановье. В 2014 году на стрелке двух улиц на холме установили конную скульптуру Дмитрия Донского. Однако стоит она не на пути следования князя, как указано выше, двигавшегося к Коломне другой дорогой. Причем, если учесть, что повернута скульптура лицом к Москве, получается, что Дмитрий Донской показан здесь возвращающимся с битвы, а согласно одному из списков «Сказания», шел он обратно именно этим путем. Брашевская дорога, по Иванчину-Писареву, проходила через Брашевский перевоз, так как в одной из редакций «Сказания» перевоз через Москву-реку назван Брашевским, а не Боровским. Причем до конца для себя Николай Дмитриевич так и не решил, где именно находилась переправа — на привычном месте на Боровском перевозе или ниже Бронниц недалеко от Боршевы. Дорога «на Котел» шла через деревню Котлы на Серпуховской дороге и далее по Каширскому тракту, с которого можно было свернуть на Малино, а от Малина проехать в Коломну. Затем писатель обнаружил, что существует и другой путь на Коломну, более короткий — через Колычево на Пахре; он уклонялся сразу на Коломну, в отличие от дороги через Малино, уводившей в сторону от города. Давно исчезнувшую дорогу, по которой шел Дмитрий Донской, Иванчин-Писарев описал в очерке, посвященном древнему коломенскому тракту и Коломенскому уезду3.

В то же время ясного представления о двух других дорогах на Коломну Иванчин-Писарев не имел, не имеют его и другие исследователи данного вопроса. Но, ориентируясь на сохранившиеся письменные источники, историки в один голос утверждают, что дорога «на Брашево» переправлялась через Боровский перевоз и шла через Брашевскую (Брошевскую) волость, располагавшуюся большей своей частью по левому берегу Москвы-реки, тогда как центр волости находился на правом берегу ниже Бронниц. Начиналась Брашевская дорога на Таганке, на Болвановье. Однако, как видно из вышеизложенного, на Болвановье начинались две коломенские дороги: через Выхино (нынешняя) и через Николо-Угрешский монастырь. Обе они, вероятно, сходились у Боровского перевоза. Какая же из них была Брашевской, а какая — Болвановской? С.З. Чернов предположил, что Болвановская — это первая, а Брашевская — вторая. Однако данных для подтверждения версии было приведено недостаточно4.

Недостающую информацию можно найти в межевых книгах Николо-Угрешского монастыря и села Лыткарина, в которых на протяжении длительного времени настойчиво упоминается дорога, что «словет Болвановскою». То есть вывод здесь однозначен: дорога, идущая из Москвы через Николо-Угрешский монастырь, — Болвановская. Соответственно, дорога, идущая через Выхино и Боровский перевоз, — Брашевская.

Кажется, мы добились полной ясности, но на самом деле с коломенскими дорогами не так все просто. Их трассы изменились уже к началу XVII века и порой имели весьма туманное направление. Разберем все дороги подробно, дополняя летописные и другие источники данными межевых книг. Но сначала установим несколько базовых положений.

Во-первых, напомним об окольных путях на Коломну. В город можно было проехать по дороге Фроловке, свернув на Шубино или свернув с Каширской дороги в районе села Кузьминского на Малино. Село Малино — важный древнерусский центр — впервые упоминается в духовной грамоте Ивана II в 1358 году, он стягивал к себе окрестные пути — из Каширы, Шубина, с Хатуни, с Каширской дороги. Все эти пути вели к княжескому селу и назывались либо Большими Малинскими, либо Большими Коломенскими. Была также прямая дорога из Старой Каширы в Коломну, она существовала в XIX веке, в настоящее время часть ее трассы заброшена5.

Во-вторых, в поисках существовавших между Москвой и Коломной владений обратимся к древнейшим документам Московского княжества. Иван Калита завещал своему старшему сыну Семену «Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну и Середокоротну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, Деревни, Маковец, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северьсце в Похряньском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское у города». При Иване II добавились коломенские волости Сельцо, Кошира и Мещерка, при Дмитрии Донском — Раменка, Кочема и Комарев. Некоторые волости впоследствии были присоединены к соседним, со временем появились и небольшие вновь образованные территориальные единицы6.

В-третьих, приступая к рассмотрению древних трасс, учтем следующее: основной массив изученных архивных документов — это документы XVII века; более ранние также присутствуют в исследовании, но они единичны. И потому нельзя забывать, что и реконструируемая трасса будет соответствовать XVI–XVII векам, трассу же XIV века можно реконструировать только гипотетически. Дороги — не константы во времени и пространстве, нередко встречаются такие записи: «Направо к рытвине, что была Каширская дорога», «От той ямы дорогою вверх, что ездят к Москве, что вспахали крестьяне»7. Следует также обратить внимание на примету времени начала XVII века: то и дело наряду со старыми дорогами в межевых книгах упоминаются новые, отвечающие планам Генерального межевания середины XVIII века. То есть уже к началу XVII столетия трассы изменились.

Рассмотрим дорогу, по которой шел Дмитрий Донской. «Прогулку по древнему Коломенскому уезду» Н.Д. Иванчин-Писарев опубликовал в конце 1843 года. В марте этого года он сообщал Д.П. Голохвастову: «Надеюсь <…> сделать археологическую поездку в Коломну по древнему тракту и описать ее. <…> Эта поездка будет покуда в тайне». Николай Дмитриевич описал не только саму дорогу, но и окружающие села, привел местные легенды. «Отдаляясь вправо и влево, куда манило меня любопытство, я старался избегать лабиринта и не забывал возвращаться на следимый путь, который местами уже не что иное, как проезжая тропинка, но достоин внимания и ученого археолога, и всякого любителя нашей страны»8. Предпринятое Иванчиным-Писаревым исследование оказалось плодотворным. После выхода брошюры жители Коломны выразили ему свою благодарность, благодарны ему и современные коломенцы.