restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

В объективе — Москва 1970–1980-х годов

В объективе — Москва 1970–1980-х годов

А.П. Крюков. Малиновый город. Гороховец. Холст, масло


Арбат, 35

Из творческого наследия фотографа и художника Алексея Павловича Крюкова (1934–?).

Магия старых фотографий и видовых открыток известна. Сегодня мы, представители старшего поколения, с особым чувством разглядываем черно-белые снимки 30–50-летней давности, потому что на них — наша юность, безвозвратно ушедший быт прошлого. Да, он был во многом аскетичен: в 1970–1980-х годах москвичи одевались скромно, на улицах отсутствовала броская реклама, вывески магазинов не баловали разнообразием… Однако большинство из нас вспоминают то время с изрядной долей ностальгии, не находя в нынешней жизни некогда привычных вещей — социальной справедливости и защищенности, духа коллективизма и взаимопомощи, искренности и непосредственности взаимоотношений. Недостатков, конечно, тоже хватало: неухоженность старинных домов, полуразрушенные давно закрытые храмы, очереди в магазинах, унылое однообразие уличной плакатной агитации… Хотя печатавшиеся тогда в газетах и журналах «парадные» фотографии этих недостатков не отражали. Львиная доля подобных публикаций, призванных иллюстрировать успехи социалистического строительства, носила постановочно-пропагандистский характер. Тем ценнее снимки отдельных энтузиастов, на которых город предстает таким, каким он был, — без всяких прикрас.

Предлагаемый очерк посвящен москвоведческому творчеству фотографа-любителя и художника А.П. Крюкова, в течение почти трех десятилетий — с конца 1950-х годов до 1990-го — снимавшего архитектуру Москвы. На многих его фотографиях взору предстает то, чего сегодня нам уже не увидеть. Познакомился я с Крюковым, выступая на одном из заседаний общества «Старая Москва». Это были «лихие девяностые». Тема выступления — печальная судьба московских памятников в 1920–1930-х годах. Помню, как после доклада ко мне подошел невысокого роста коренастый человек, горячо поблагодарил и сразу же предложил посмотреть его фотографии, запечатлевшие архитектурные памятники, уничтоженные уже в 1960–1980-х. Через какое-то время я посетил квартиру А.П. Крюкова в «хрущевке» по Петровско-Разумовскому проезду. Хозяин показал богатое собрание фотографий и свои живописные произведения, поведал и о себе. Используя оказавшиеся у меня позднее биографические материалы (личный листок по учету кадров, несколько рукописных страниц «Размышлений о пройденном пути»), попытаюсь воссоздать основные моменты жизни и творчества Алексея Павловича.

Родился он в Ворошиловграде (ныне Луганск) в рабочей семье, сведения о которой очень скудны. А.П. Крюков указывает, что в московском храме Святителя Николая в Хамовниках отпевали его ближайших родственников — деда Григория, мать Василису Григорьевну и других. Во время войны и в первые послевоенные годы Алексей проживал в детском доме города Усмани Воронежской области. Именно там проявился у мальчика интерес к рисованию, ревностно поддержанный воспитательницей Людмилой Павловной Поповой. Были занятия в рисовальном кружке. Позже Алексей окончил ремесленное училище в Липецке, где также посещал кружок рисования, ходил на этюды, набрасывал портреты однокашников. 1951–1954 годы — учеба в художественно-ремесленном училище города Дулево Московской области, специальность — «художник по фарфору». Алексей Павлович вспоминал, что хорошо овладел этой сложной техникой, расписывал фарфоровые вазы и пловницы с портретами А.С. Пушкина и других выдающихся людей. Однако пробыл Крюков на Дулевском фарфоровом заводе лишь два года (до 1956-го), а потом в течение 10 лет трудился «не по профилю» — заведующим клубом Кунцевской МТС, плотником в «Метрострое», старшим инженером НИИ «Асбестцемент». В 1969–1978 годах работал уже «близко» к специальности — художником Мос­ковского рубероидного завода, фотографом НИИ «Теплоприбор». Далее — вероятно, до пенсии — занимал должность старшего инженера «Союзморниипроекта».

Обычная биография обычного советского человека, имевшего, однако, не совсем обычное увлечение, которому отдавал все свободное время и все скудные средства. Речь идет о фотографировании архитектурных объектов столицы, других памятников московской старины. С конца 1950-х годов это «хобби» стало делом жизни Алексея Павловича. Благодаря сохранившимся записям автобиографического характера мы можем проследить, как поначалу простой интерес к фотографии перерос в обширнейшую программу фотофиксации архитектуры города:

«1957 год, октябрь. Впервые взял в руки фотоаппарат (“Зенит”). Первая пленка — полная неудача, пленка получилась без единого кадра. <…>

1958 год, январь. В комиссионном магазине на Смоленской площади покупаю свой первый фотоаппарат — “Фотокор”. <…>

Весна 1958 года — натурная съемка архитектурных памятников Москвы. Результаты оказались весьма средние. <…>

1958 год, май. Первая моя попытка поступить на работу в качестве фотографа. Я был представлен (рекомендован моим близким знакомым В.С. Поповым) руководителю фотолаборатории Литературного музея. <…> Я написал заявление о приеме на работу, но, увы, <…> дирекция решила по-другому».

В том же 1958 году А.П. Крюков — вероятно, из-за недостатка средств — собственноручно изготовил фотоувеличитель, а в 1961-м, скопив денег, воплотил давнюю свою мечту — приобрел в рассрочку зеркальный фотоаппарат «Старт» и фотоувеличитель «Ленинград». Тогда же он совершил первое «фотопутешествие» по старинным русским городам — Владимиру, Ростову Великому и другим. Но, как признается сам Крюков, хорошие фотографии стали ему удаваться лишь с 1970-х годов. В 1980-х Алексей Павлович сконструировал и, использовав оптику фирмы «Лингоф», собрал «профессиональную фотокамеру 9×12», которую назвал «Крюалекс 3» (то есть Крюков Алексей).

В начале 2000-х мне позвонила его жена Ася Гавриловна и сообщила о скоропостижной смерти супруга. Позже я приобрел московские фотографии А.П. Крюкова, и только разобрав их, осознал громадность проделанной автором работы. Подавляющее большинство снимков, судя по подписям, были выполнены в 1970-х — середине 1980-х годов. Ранние (конец 1950-х — 1960-е), не очень хорошего качества, встречаются редко. Есть несколько фотографий, выполненных после 1990 года. Многие работы неоднократно повторяются в разных форматах, то есть сначала Алексей Павлович печатал их в пробном варианте, а позднее, уже набравшись опыта и обладая более совершенной техникой, увеличивал, «дотягивая» до совершенства. Сочтя негатив и фотографию с него безупречными, Крюков аккуратно наклеивал то и другое на паспарту из плотной желтоватой бумаги (размер 34×26,5 см) — вероятно, с целью публичной демонстрации. Имеется несколько десятков больших снимков — тоже, по всей видимости, подготовленных для какой-то выставки: они наклеены на очень плотные листы картона размером 40×50 см с прикрепленной к последним леской для развешивания. Всего же у меня около тысячи большеформатных высококачественных фоторабот А.П. Крюкова.

Автор тщательно готовился к фотосъемке каждого объекта: снимал в благоприятную погоду, выбирая час, когда архитектурные детали освещены наиболее рельефно. Почти всегда делал подписи на оборотной стороне фотоотпечатка: адрес здания, время съемки, дата постройки, иногда исторические сведения — имена бывших владельцев, даты перестроек, особенности внешнего декора, интерьеров… Особое внимание уделялось домам, находившимся под угрозой сноса или уже сносимым; касающиеся их позднейшие пометки порой очень лаконичны — крест и констатация: «Снесен в [таком-то] г.». Подобных фотографий у Алексея Павловича было много, и сам он в разговоре негодовал по поводу массового разрушения исторической застройки города в 1970–1980-х годах. Случалось, его негативное отношение к этому прорывалось в язвительных комментариях на обороте фотографии.

В беседе со мной А.П. Крюков не раз упоминал имя своего знакомого Валентина Сергеевича Попова (1912–1987) — историка московской архитектуры, работавшего в начале 1930-х годов в Центральных государственных реставрационных мастерских и принимавшего активное участие в спасении и фиксации архитектурных памятников Москвы (см. о нем: Вздорнов Г.И. Нестяжательный москвовед // Московский журнал. 1993. № 10). В.С. Попов был знатоком московских разрушений своего времени, даже оставил рукопись, посвященную этой теме. Вполне вероятно, что именно он и посоветовал Крюкову фотографировать объекты исчезающего архитектурного наследия столицы.

А.П. Крюков, судя по упомянутым выше пространным подписям и комментариям, прекрасно знал архитектуру Москвы, хотя не имел специального образования. Он разработал целую программу фотографирования московских памятников: разбил городскую территорию на районы и сектора, а затем методично фиксировал историческую застройку улиц и переулков, складывая снимки в картонные папки или пакеты из-под использованной фотобумаги.

В коллекции А.П. Крюкова немало переснимков с так называемых «найденовских листков» — фотографий московских храмов и монастырей, публиковавшихся в 1880–1890-х годах по заказу банкира, краеведа, мецената Н.А. Найденова фирмой «Шерер и Набгольц».

Года через два после приобретения мною фотографий А.П. Крюкова вдова предложила купить несколько его живописных произведений и остатки фотоархива. В результате у меня оказались полотна «Малиновый город. Гороховец», «Град Китеж. Воспоминание о Ростове Великом», «Карадаг в Крыму», а также новые комплекты снимков (памятники Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Торжка, Суздаля, Коломны, Подмосковья). Вдова тогда сказала, что, вероятно, уедет за границу к дочери. Предпринятая мною в 2018 году попытка отыскать родственников Алексея Павловича оказалась неудачной: в бывшей квартире Крюковых проживали уже другие люди.

Помещаемые здесь фотографии (виды улиц, переулков, площадей Арбата и Приарбатья 1970–1980-х годов) — малая часть наследия фотографа. Они воспроизводятся с авторскими подписями. Необходимые пояснения и уточнения даются публикатором в квадратных скобках, как и подписи к снимкам, оставленным А.П. Крюковым без комментариев.

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino