Поиск

Москва в объективе

О молодежном исследовательском проекте Музея «Садовое кольцо».

Окружная магистраль и застройка Садовых улиц Москвы стали в 2018 году предметом необычного историко-краеведческого исследования в традициях фотолетописей XIX–XX веков. С 27 января по 16 июня команда школьников под руководством автора данного очерка — научного сотрудника Музея «Садовое кольцо» — осуществила фотографическое документирование северной дуги кольца от Сухаревки до Большой Садовой улицы. Полученные снимки составили значительную часть тематической выставки, прошедшей в музее с 17 августа по 30 сентября под названием «Садовое кольцо. История и современность».

Составление «фотопортрета» Москвы началось, вероятно, с появлением фотографии как таковой. Первым выдающимся свершением на этом поприще стала панорама города, снятая Мартином Шерером с обходной галереи храма Христа Спасителя в середине 1860-х годов. В 1880-х основанная тем же мастером фирма «Шерер, Набгольц и К°» выполняет по заказу предпринимателя и мецената Николая Александровича Найденова серии фототипий с видами Белокаменной и ее храмов — так появляются знаменитые «найденовские альбомы», довольно полно и всесторонне запечатлевшие облик Москвы того времени.

Следующие мероприятия по фотодокументированию застройки города вызвал сначала строительный бум предреволюционного периода, а затем советское благоустройство и реконструкция 1920–1930-х годов. Менялся вид улиц, исчезали памятники истории и архитектуры. Тогда Русское фотографическое общество и Комиссия по изучению старой Мос­квы предпринимают систематическую фотосъемку, пытаются создать музей с обширным фотоархивом. Драгоценным историческим источником являются коллекции снимков и негативов, созданных фотографами-краеведами К.А. Фишером, Э.В. Готье-Дюфайе, А.А. Губаревым, А.Т. Лебедевым и другими. Военная и послевоенная фотохроника столичной жизни велась еще интенсивнее силами любителей и профессионалов, включая самых известных — например, Наума Самойловича Грановского. Ныне, кроме как в различных фондах и архивах, фотографии Москвы XIX–XX веков (иногда потрясающе неожиданные и содержащие уникальную краеведческую информацию) можно в изобилии найти на сайте pastvu.com.

Современная ситуация с московской застройкой во многом подобна той, что тревожила исследователей сто лет назад. Минувшей зимой в Музее «Садовое кольцо» родилась идея новой систематической фотофиксации центра города в пределах Садовых улиц. Была сформирована команда из школьников (теперь приглашаются и студенты), которые получили возможность изучать историю родного города, приобщаясь к краеведческой музейной работе, а также осваивать мастерство фотосъемки на практике. Первая, главная задача проекта — научная: постепенное создание фотоархива. Вторая — экскурсионно-педагогическая. Ниже следует краткий отчет о том, что удалось сделать в течение весеннее-летнего сезона.

Сухаревка

Предваренные организационным занятием в конце января, сами походы по Сухаревским площадям и Садовой-Сухаревской улице состоялись в феврале-марте. Дети занимались фотосъемкой по субботам, в свободное от учебы время. Съемки чередовались со встречами в музее, где мы намечали очередной маршрут и изучали историю застройки, которую предстояло запечатлеть. Для участников экспедиции проводили мастер-классы опытные фотохудожники и известные фотографы-краеведы.

Почти все знаковые объекты Сухаревки оказались у нас снятыми. Помимо хорошо известных Странноприимного дома и храма Троицы Живоначальной в Листах фотографировали изразцовый доходный дом М.Н. Миансаровой (Т.В. Гутмана) с фигурной кровлей в русском стиле, мансардные дома конца 1920-х годов, возведенные немецкими инженерами на месте церкви Священномученика Панкратия, трактир Романова, где в 1917 году располагался штаб революционеров, и сохранившийся на другом углу с проспектом Мира пилон — памятник открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позже — ВДНХ). Даже колоритная чебуречная «Дружба» — одна из последних московских чебуречных советского образца — была нашими камерами зафиксирована.

Интересные ракурсы подарил пятиэтажный дом постройки 1875 года на углу с Мещанской улицей, где снимала квартиру Мария Павловна Чехова, сестра писателя. Антон Павлович посылал ей письма именно на этот адрес. Особенно любопытен там проходной двор, где оформление заднего фасада напоминает средневековый замок с воротами, эркерами и готическими аркбутанами. Со всех сторон сфотографировали и здание конторы Ново-Сухаревского рынка (архитектор — Константин Степанович Мельников). Подобно ряду других старинных построек вблизи него, оригинальный шедевр конструктивизма и объект культурного наследия находится в достаточно плачевном состоянии.

Снимая с башни «сталинского» дома № 3 по Малой Сухаревской площади, десятиклассник Федор Морозов получил вместе с великолепными перспективами Садового кольца отличный вид на руинированную, с обвалившейся крышей Сухаревскую лечебницу (доходный дом Российского общества «Жизнь») и на фактически разобранный, затянутый строительной сеткой кинотеатр «Форум».

Самотечная гора

В.А. Гиляровский вспоминает радость москвичей по поводу пуска конки. При подъеме «в гору Самотечную и Сухаревскую уж не кричали: “Вылазь!”», как до того при поездке на линейке, а останавливали вагон и припрягали к паре лошадей еще двух, с мальчуганом-форейтором верхом. Теперь на Самотечную гору, если нет пробки, от Сухаревки машины проносятся по эстакаде, куда дорожно-патрульная служба экспедицию обоснованно не пустила. Фотографировали поэтому не с путепровода, а поднимаясь на пригорок от Екатерининского сквера.

Весна начинала заявлять свои права. Было очень солнечно, много людей, детей — настоящее гулянье. Над невысокой застройкой внутренней стороны улицы ярко блестела относительно новая деталь пейзажа — золотой купол недавно восстановленной Князь-Владимирской церкви при бывшем Епархиальном доме (Лихов переулок, 6). Снимая, заходили, как водится, и во дворы.

Четная, южная сторона Садовой-Самотечной улицы, по которой спускались к Цветному бульвару, богата несколькими дореволюционными особняками и доходными домами. Там же стоит двухэтажный каменный дом купца Колмакова (1778). Свою ампирную отделку здание получило уже после московского пожара 1812 года, при владельцах Вадковских (у них как у родственников мог бывать М.Ю. Лермонтов). В наши дни здесь расположен Московский городской педагогический университет.

Садовая-Каретная улица

В принципе, по одной только застройке Садовых улиц от Самотеки до Малой Дмитровки можно получить довольно широкое представление о разновидностях и стилях московской архитектуры за минувшие два века. Находим даже памятники XVIII столетия — такие, как упомянутый дом Колмакова или усадьба Остерманов, «архитектурная жемчужина» расширенного для автомобилис­тов кольца. Теперь комплекс зданий усадьбы занимает Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская улица, 3).

На этом участке трассы ее внутренняя сторона украшена чередой неоготических доходных домов эпохи модерна. Два из них стоят на Садовой-Каретной улице. Вокруг первого (№ 22) между Лиховым переулком и Каретным Рядом собрались старинные двух- трехэтажные купеческие постройки. Второй (№ 8), между Каретным Рядом и Малой Дмитровкой, — наоборот, как бы зажат среди монументальных советских жилых домов. На углу с Малой Дмитровкой новый бизнес-центр словно растворил в себе, оставив лишь фасадную стену, дом середины XIX века, где некогда жил поэт Алексей Николаевич Плещеев.

Внутренняя сторона Садовой-Каретной и Садовой-Триумфальной улиц перестраивалась, внешняя — исчезла вовсе. В 1960–1970-х годах снесли кварталы, отделявшие здесь кольцо от Оружейного переулка, а также оформлявшие Большую и Малую Угольные площади. Из тихого переулка вышел на Садовое высокий доходный дом А.В. Лобозева — творение знаменитого архитектора Нирнзее. Здание являлось одним из первых московских небоскребов («тучерезов»), сегодня же выглядит скромным флигелем на фоне 28-этажного бизнес-центра «Оружейный».

 

Садовая-Триумфальная улица

Если в середине апреля на Садовой-Каретной солнышко едва начинало пригревать, то в мае оно стало почти по-летнему печь, и в конце похода по Садовой-Триумфальной мы спешили найти кафе с кондиционером. Выбрали то, что расположилось в бывшем доходном доме Хомяковых. До революции здесь был один из чайных магазинов Перлова, а в советское время — ресторан «София». Главной изюминкой этого красавца-дома с эркерами, львами-маскаронами и внутренним двором стал его фундамент. В 1959–1960 годах при прокладке под площадью Маяковского (ныне — Триумфальной) транспортного тоннеля здание «подвесили», утвердив его юго-восточную капитальную стену на разделительной стенке между подземными проездами.

Особо стоит сказать о судьбе дома-старожила № 10/13 по Садовой-Триумфальной улице. С момента своей постройки в конце XIX века он, по сути, не изменил своего назначения. Это — административное здание, в котором сегодня работает правительство Московской области. Ранее здесь находились губернская земская управа, губернский совет рабочих и крестьянских депутатов, Мособлагропром.

 

Триумфальная площадь и Большая Садовая улица

Обычно путеводители их объединяют — например, «Москва в кольце Садовых» Ю.А. Федосюка (М., 1991). Своей 15-этажной башней гостиница «Пекин» украшает и угол улицы, и юго-западную часть площади. На внутренней стороне кольца одновременно и завершает улицу, и выходит на площадь старый добрый сад «Аквариум». Даже участки Театра сатиры и Концертного зала имени П.И. Чайковского, которые сейчас справедливо носят номера 2 и 4 по Триумфальной площади, до недавних лет нумеровались как владения 18 и 20 по Большой Садовой. Естественно, в одном тексте рассказ об улице и площади удобно совмещать.

Здесь, конечно, «всему голова» — бронзовый памятник В.В. Маяковскому, у которого с момента его появления полюбили собираться поэты и чтецы стихов, позже — правозащитники и политическая оппозиция. Сама площадь ощущается как «вторая Театральная». Здесь действуют театры Сатиры, имени Моссовета, концертный зал филармонии, а в прошлом давали спектакли театры Омона, Мейерхольда, «Альказар», эстрады, оперетты, «Современник», кукольный — одни из них переехали, другие исчезли совсем.

На Большой Садовой ждет теперь своего зрителя и Музей-театр «Булгаковский дом». Разумеется, его адрес — бывший доходный дом московского купца и табачного фаб­риканта Ильи Давидовича Пигита. Улица для многих ассоциируется с этим прообразом «дома 302‑бис», его «нехорошей квартирой» и в целом — с романом «Мастер и Маргарита».

Между тем, вереница театров не заканчивается — еще через пару домов обнаруживаем театр МОСТ. Он занимает нижние помещения в другом доходном доме, Владимира Арнольда, украшенном по проекту архитектора В.А. Гашинского необычно высокими полукруглыми пилястрами и угловым эркером-башенкой.

Яркие образцы сменявших друг друга архитектурных стилей на внутренней стороне Большой Садовой выстраиваются целой галереей. Советскую эпоху представляют здания Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне — Военный университет Министерства обороны РФ) и Монтажспецстроя (в прошлом — союзного министерства, ныне — корпорации). Первое, в стиле конструктивизма, проектировал А.В. Щусев, второе, в духе сталинского классицизма, — М.В. Посохин и А.А. Мндоянц. Рядом с крупными объемами этих построек выделяется — мал золотник, да дорог — особняк Ф.О. Шехтеля, оформившего свое жилище и студию в ампирном вкусе. Барельеф фасада с Афиной и гениями искусств — шедевр скульптурного декора.

Некое единство Большой Садовой улицы и Триумфальной площади для экспедиции представилось особенно наглядным при их общей фотосъемке с башни гостиницы «Пекин». Отлично получились перспективы Садового кольца в сторону Пресни до высотки на Кудринской площади и в сторону Триумфальной площади до «неосталинского» бизнес-центра в начале Долгоруковской улицы.

* * *

Подведем некоторые итоги.

Результаты одновременных фотосессий несколькими камерами, становясь уже при своем появлении фотодокументами, довольно скоро превращаются в ценный исторический источник. С каждым новым походом пополняется хорошо систематизированный архив цифровых фотоснимков — датированных «портретов» улиц, переулков, кварталов. Юные исследователи взрослеют, набираются знаний и опыта съемки. Немало способствовали этому встречи с фотохудожниками и знатоками Москвы — Артемом Задикяном, Филиппом Смирновым, Татьяной Ефремовой, Никитой Бакаловым.

Каждая наша встреча все более переплавляет экспедицию в дружную команду краеведов, объединенных общим делом. Большинство ее участников — подростки, старшие школьники. Но на многих фотографиях можно увидеть и третьеклассника с мамой. Это — Никита и Дарья Зубковы. Впервые они пришли к нам в феврале. Я начал было предостерегать их: работа сложная, зимой холодно, ребенок еще не может передвигаться по городу самостоятельно. Но мои доводы не перевесили интерес Никиты к истории Москвы, а когда он при упоминании Найденова спросил меня, не владелец ли это известной усадьбы над Яузой, я оценил и высокий уровень его знаний. С наступлением теплой погоды Зубковы стали брать в походы и младшую сестричку Никиты — Кристину, а ей еще целый год до школы.

Молодежь зорко выхватывает из общего плана необычные, порой курьезные детали. Так, на Садовой-Самотечной улице Федор Морозов обратил внимание на балкон, куда из здания нельзя попасть, поскольку балконная дверь попросту отсутствует. Никита и Дарья, присмотревшись, с удивлением обнаружили, что неоготический дом на углу с Лиховым переулком украшен под карнизом не только скульптурой рыцаря, но также серпом и молотом.

В формировании фотоархива экспедиции, материалами которого проиллюстрирован этот очерк, участвовали Никита и Дарья Зубковы, Элина Изабакарова, Доброслава Кудряшова, Вероника Летягина, Алиса Мироненко, Федор Морозов, Анастасия Попова и Екатерина Порубаева. Осуществлению проекта способствовали также Мария Анисимова, Вадим Макаров, Дарья Мишина, Татьяна Овчинникова и Екатерина Романова.

Уже в самом разгаре второй, осеннее-зимний сезон фотодокументирования. Планируется съемка западной дуги Садового кольца — от выхода на него Малой Бронной улицы до Крымского моста включительно. Первые же походы дали обильный и очень интересный материал. Запись в экспедицию продолжается.

Литература и источники

Журнал молодежной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». 27 января — 16 июня 2018 года (http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-bolshaya-sadovaya-ulits/. Дата последнего обращения — 14.09.2018).

Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы). Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998.

Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989; То же. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998.

Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М., 1991.