Поиск

Сквозь века по Москве

Сквозь века по Москве

Т.А.Маврина. Красная площадь в XVI веке. Иллюстрация из книги "Наша Москва" (М., 1947)


Т.А. Маврина. На Варварке. Иллюстрация из книги «Наша Москва» (М., 1947)

Об иллюстрациях художницы Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) к книге «Наша Москва» (М., 1947).

Во время Великой Отечественной войны Т.А. Маврина увлеклась разработкой темы архитектурных памятников Москвы и ближайшего Подмосковья. Созданные ею графические листы долго пребывали в личном архиве художницы. Только в 1947 году представилась возможность использовать накопленный материал в книге-игре (наподобие викторины по истории столицы) «Наша Москва», изданной к 800-летнему юбилею города.

Книжные иллюстрации Татьяны Алексеевны отличают безошибочно узнаваемая авторская манера, цветовое богатство, четкий живой рисунок, свобода и разнообразие композиций. Глубоко изучив и освоив приемы народного искусства, впитав свойственную ему экспрессивную декоративность, художница выработала удивительный по колориту стиль. Сама она писала: «Необходимость идти всегда от натуры, привитая на всю жизнь ВХУТЕМАСом, или, вернее, французской живописью, заставила обвешаться старинными вещами и искать “камертоны” и вдохновение для сказок в старинной архитектуре, вышивке или иконе. <…> Мне всегда хочется удержать архитектуру или сказку рядом с текущей жизнью, чтобы не превратились пейзажи в музейные экспонаты, а сказки в стилизацию. Пусть все живет с нами. И сегодняшний день подчас так естественно переходит в историю, что прав будет художник, изображая все с одинаковым чувством удивления».

На страницах издания рисунки с видами столицы распределены по темам: Кремль, Красная площадь, дворцы, дома, улицы и площади, мосты, транспорт, железнодорожные станции и вокзалы, учебно-просветительские учреждения, музеи, театры и зрелища, народные гуляния, физкультура и спорт, московские дети, оборонительные укрепления, отражение врагов от Москвы. В оформлении обложки использована панорама Кремля, запечатленного Т.А. Мавриной со стороны Москворецкого моста во время праздничного салюта. Внутрь книги вложены два нарисованные художницей плана Москвы — в границах 1947 года и копия первой карты города (XVII век). Все это вместе представляет собой «изоретроспективу», по которой можно проследить, как менялась Москва со времени ее основания до середины XX столетия.

К сожалению, тогдашняя полиграфия не обеспечивала должного качества печати, поэтому многие иллюстрации воспроизведены с дефектами. Однако в архиве Т.А. Мавриной сохранилось несколько оригиналов — большая их часть публикуется здесь.

Перелистывая книгу, читатель совершает увлекательный экскурс в прошлое нашей столицы. Присоединимся и мы к этому путешествию во времени.

1147 год — дата первого летописного упоминания о Москве: под этим годом летопись приводит обращение владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого к своему союзнику князю новгород-северскому Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов».

В 1156 году Москва, огородившись стенами и рвом, стала «городом». Ее территория занимала на тот момент юго-западный угол нынешнего Кремля между рекой Москвой и устьем реки Неглинной на месте Боровицкой башни. В центре окруженного тыном двора стояли хоромы князя и деревянная церковь.

Минуло еще столетие, и Москва превратилась в великокняжескую столицу. Это произошло во время княжения Даниила (1276–1303) — четвертого сына Александра Невского. Он присоединил к Москве Коломну, Можайск, Переславль-Залесский. Продолжил дело собирания земель сын Даниила Александровича — Иван, прозванный в народе Калитой (калита — кошелек). Умный и хитрый правитель, он в течение сорока лет хранил город от набегов Золотой Орды, сумел уговорить митрополита Петра пере­ехать из Владимира в Москву, тем самым сделав ее и религиозным центром Руси. При Иване Калите в Кремле возвели каменные Успенский и Архангельский соборы (позже оба храма были разобраны и построены заново), заменили сосновые стены вокруг Кремля дубовыми (бревна диаметром более полумет­ра обнаружили в земле через 500 лет при сооружении Большого Кремлевского дворца).

Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской обнес Кремль белокаменными (известняковыми) стенами (1367).

Особенно важным в истории Москвы было княжение Ивана III (1462–1505). Ему удалось не только свергнуть татаро-монгольское иго, но и расширить пределы княжества. При нем началось невиданное по размаху строительство Москвы. По его приглашению сюда прибыл итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, за которым потянулись другие мастера и ученые из Италии, Германии и других государств Европы. Первым деянием Фиораванти стала постройка нового Успенского собора (1479). Спустя десять лет воздвигли Благовещенский собор, начали строительство Грановитой палаты.

Также Иван III повелел соорудить кирпичные стены Кремля. Это дело продолжил его преемник — Василий III. В 1494–1510 годах сложили западную стену по топкому берегу реки Неглинной, выкопали и вымостили камнем ров на Красной площади. Крепость, окруженная теперь со всех сторон водой, оказалась неприступной. Все строения, примыкающие к Кремлю снаружи, снесли.

В период царствования Ивана IV Грозного (1547–1584) Москва вела ожесточенную войну с Казанским ханством. В честь победы над противником царь повелел воздвигнуть на Красной площади Покровский собор (1555–1561). Изумительный по красоте храм в народе именовался в честь знаменитого юродивого Василия Блаженного.

Время правления наследника Ивана Грозного — Федора Иоанновича — отмечено созданием знаменитой Царь-пушки, строительством Золотой палаты. С Красного крыльца совершались торжественные царские выходы под малиновый перезвон колоколов (в 1930-х годах крыльцо разрушили; в конце XX века восстановили).

Борис Годунов продолжил возведение ансамбля колокольни Ивана Великого: в стране после трехлетнего неурожая наступил голод, и государь организовал строительство, чтобы дать народу заработок. В подписи, сделанной золотом под куполом, указаны имена царя Бориса и его сына Федора.

В XVII веке после успешных войн с Польшей и Швецией, присоединения Украины враги уже не смели угрожать Москве. Кремль перестает играть роль крепости и сохраняет за собой лишь функцию царской резиденции. На Спасских воротах для размещения часов надстраивается красивая ажурная вышка-шатер, а позже, во второй половине XVII столетия, шатровыми вышками украшаются все кремлевские башни. При Михаиле Федоровиче Романове появились Филаретова звонница, Теремной дворец и дворцовые церкви, были восстановлены Патриаршие палаты. При Алексее Михайловиче строились собор Двенадцати апостолов — домовая церковь московских патриархов, Потешный дворец, завершилась реконструкция башен.

Следующий рисунок изображает Кремль XVIII века: на первом плане круглая Водовзводная башня, справа от нее — Благовещенская. В начале столетия был заложен цейхгауз (Арсенал), однако Петр I перенес столицу в Петербург, и активное строительство внутри кремлевского ансамбля надолго приостановилось.

В 1753 году императрица Елизавета Петровна поручила архитектору Растрелли поставить в Кремле каменный дворец (здание погибло в пожаре 1812 года). Позже по распоряжению Екатерины II архитектор В.И. Баженов начал подготовку к возведению там еще одного величественного дворца. Многие памятники старины в ходе осуществления проекта планировалось снести. Уже сломали часть южной стены с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянными башнями, но тут государыня вдруг решила остановить работы из-за их слишком высокой стоимости. Разрушенное впоследствии восстановили.

При императоре Николае I по проекту К.А. Тона был построен Большой Кремлевский дворец. На втором этаже главного здания расположены парадные залы, большинство которых выходит на длинный балкон, откуда открывается чудесный вид на Москву-реку, храм Христа Спасителя и Воробьевы горы. Совсем недавно воссозданы высокий золоченый шпиль дворца и лепные двуглавые орлы на фасаде, сбитые после революции.

На иллюстрациях Т.А. Мавриной всегда присутствуют люди. Вот галантные кавалеры и всадница раскланиваются друг с другом у ворот Петровского дворца. Вот характерные представители царской свиты и челяди у дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Вот гуляющие подле собора Василия Блаженного москвичи разных сословий. Вот школьный класс для боярских детей в Богоявленском монастыре. Вот гимназистки, отправившиеся с воспитательницей на прогулку по Охотному ряду. А вот и многолюдная Тверская улица советского периода, носившая тогда имя М. Горького…

Иллюстрации Т.А. Мавриной поражают вдохновенностью исполнения, свежестью чувства, каждая — новизной приема. Искусству автора неизменно веришь, даже если композиция явно условна, чего художница, впрочем, и не скрывает. Как выразился сотрудничавший с Татьяной Алексеевной писатель Ю.И. Коваль, «сила Мавриной в том, что, имея огромные знания, она всегда была собой, не боялась себя, не изменяла себе».

В заключение скажем, что книга-игра «Наша Москва» давно стала библиографической редкостью, однако иллюстрации из нее можно найти в учебнике «Москвоведение. Здравствуй, Москва!» (М., 1998).