Поиск

«Запечатлевшие мгновения столетней давности»

«Запечатлевшие мгновения столетней давности»

Фотоателье М.Т. Сорокина


Фотоателье Я.И. Лейцингера на Псковском проспекте. Начало XX века. Фотография Я.И. Лейцингера из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО)

О «светописцах» столицы Поморья (середина XIX — начало XX века).

Первые фотографические («светописные») заведения появились в Архангельске в 1847 году. Пионерами‑фотографами были иностранцы. Об открытии одного из таких фотоателье официальное издание губернской администрации информировало архангелогородцев, поместив следующее объявление: «Дагерротип. В. Вегенер и Ком. из Берлина имеет честь известить почтеннейшую публику о прибытии их в здешний город. Ежедневно с 10‑ти часов утра до 5‑ти часов пополудни будут заниматься сниманием дагерротипных портретов в доме Тютлина на Среднем проспекте, где также можно видеть выставку разных портретов их работы. Цена от 3‑х до 10‑ти рублей серебром»1. Как долго пробыл мастер в городе, успешным ли оказался его бизнес, неизвестно. Следующее упоминание о фотографах в Архангельске встречается в архивных документах и периодической печати спустя 10 лет. 17 июня 1857 года здешний военный  губернатор выдал билет на свободное проживание «саксонскому подданному из Саунсдорфа фотографу Карлу Генке сроком по 1‑е января будущего 1858 года»2. Вскоре по приезде Карл Готлиб Генке начал хлопотать об открытии дагерротипного заведения. 8 августа он получил соответствующее дозволение3, позже продленное еще на год4. Иностранец проявил в Архангельске завидную активность, занявшись, помимо фотографии, еще и просветительской деятельностью: «Находящийся в Архангельске фотограф Генке на сих днях получил значительные стереоскопические виды Франции, Италии, Швеции и проч., которые будет показывать публике ежедневно с 5‑ти до 10‑ти часов вечера»5. Летом 1858 года Генке перебрался в Санкт-Петербург. В том же году «Архангельские губернские ведомости» писали: «Портретный живописец Эдуард Мюкке честь имеет известить, что он приехал в город Архангельск на сентябрь и октябрь месяцы для снимания фотографических и дагерротипных, черных и раскрашенных портретов»6. В августе 1859‑го губернские власти выдали билет на проживание до августа следующего года норвежскому подданному — фармацевту и дагерротиписту Клаусу Кнудсену7, поместившему в газете объявление: «Дабы иметь возможность продолжать дагерротипную работу и в зимнее время, я устроил при квартире моей (в г. Архангельске по Большой Мещанской улице между Хлебным переулком и Садковской улицей, в доме жены капитана Саринского-Гиро) удобный для посетителей стеклянный павильон. <…> В непродолжительном времени я получу из С.-Петербурга и Гамбурга большой запас лучших рамок для портретов и медальонов, которые с приготовленными за весьма умеренную плату портретами могут служить наилучшими сюрпризами на разные случаи»8. Однако и Кнудсен в Архангельске долго не задержался. В 1860 году в городе «гастролировали » еще два фотомастера — австриец барон Карл Генрих Вильгельм фон Брандис и пруссак Карл Фридрих Герман Локке. «Фотографы Локке и Брандис, отъезжая в скором времени из Архангельска, приглашают желающих иметь фотографические портреты адресоваться к ним ежедневно при всякой погоде»9. В 1863 году «прусские подданные Шредер и Бах» извещали жителей Архангельска, что они «открыли в доме Зелениной по Троицкому проспекту фотографическое заведение, где будут принимаемы ежедневно с 10 часов утра по 6 ч. пополудни заказы по снятию портретов всякого рода и размера за самую сходную цену»10. Бах обнародовал дополнительную информацию: «Я все аппараты и принадлежности фотографического заведения имею в достаточном количестве и хороших качеств. Занимаюсь фотографическим искусством в России пять лет, имея с того времени заведения фотографические в губернских городах Минске, Орле, Курске, Воронеже, Тамбове, Пензе, Ярославле и Вологде »11. Однако в выдаче свидетельства на право открытия фотографии ему отказали, поскольку он «уклоняется от выполнения лежащей на нем в отечестве воинской повинности»12. В связи с последним фактом сделаем небольшое отступление. Фотография в России того времени относилась к числу особо контролируемых государством сфер деятельности. Это касалось и Архангельской губернии. «Контроль со стороны администрации за работой фотографических заведений был строгим. Прошения об открытии фотосалонов рассматривал сам губернатор, при этом обращалось внимание на благонадежность заявителя. После получения разрешения хозяин заведения обязан был дать расписку о соблюдении всех существующих правил его содержания. Особо ужесточился контроль в связи с циркуляром министра внутренних дел от 21 июня 1865 г., в котором сообщалось, чтобы “лица, пересылаемые под стражей и надзором, <…> не были допускаемы в фотографические заведения, и чтобы с них ни под каким предлогом не были снимаемы фотографические изображения. Содержателей же фотографических заведений обязать подписками в точном соблюдении изложенного запрещения, за нарушение которого заведения их будут подлежать закрытию”. <…> При начальнике губернии действовал  специальный чиновник особых поручений, осуществлявший контроль за деятельностью фотографических заведений»13. В августе 1863 года в Архангельск на имя губернатора из Департамента исполнительной полиции МВД поступил запрос о том, «сколько в губернии существует фотографических заведений, с разделением оных по городам»14. Ответ гласил: на данный момент — три, все в Архангельске. Далее следовал подробный отчет, из которого узнаем следующее. В 1863 году в городскую полицию обратился некто Франц Шредер с заявлением о желании устроить «фотографическое заведение». Оно функционировало до 1874 года, а затем было хозяином «добровольно закрыто»15. Вместе со Шредером трудилась дочь Эмилия, о чем свидетельствуют ее обращения к архангелогородцам: «Сим честь имею довести до сведения почтеннейшей публики, что недавно получила новый усовершенствованный фотографический аппарат, посредством которого могу делать хорошие портреты и визитные карточки; вполне надеюсь, что почтеннейшая публика не оставит меня своим вниманием. Фотографистка Емилия Шредер»; «Имею честь известить почтеннейшую публику, что мною в настоящее время получены дешевые товары, а потому вместо прежних цен желающие могут иметь дюжину картинок за 3 рубля. Фотографка Емилия Шредер»16. Держал тогда в Архангельске  фотомастерскую и уроженец Лифляндской губернии Карл Гильде — выпускник Императорского Харьковского университета, с октября 1857 года преподававший немецкий язык в местной гимназии. Городской полицмейстер докладывал гражданскому губернатору: «Имеющий звание учителя Карл Гильде, объявив 15‑го числа апреля [1863 года] о желании открыть в городе Архангельске фотографическое заведение для снятия портретов и видов разных местностей, присовокупил, что будет художеством этим заниматься он сам, исполняя все установленные по содержанию фотографии правила». Заведение Гильде просуществовало до 1874 года17. Во время посещения Архангельска великим князем Алексеем Александровичем (1879) «фотографу Гильде за 18 экземпляров фотографии группы Его Высочества со свитой» было пожаловано 150 рублей18…