restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

«Россия дала мне славу»

«Россия дала мне славу»

Картина «Тени». Театр «Кремлевский балет». 2018 год


Балет «Баядерка». Картина «Тени». Фотография Д.М. Куликова

К 200-летию со дня рождения выдающегося танцовщика, хореографа, театрального деятеля и педагога Мариуса Ивановича Петипа (1818–1910).

Он родился в портовом французском городе Марселе в артистической семье1. При крещении был наречен именем Альфонс Виктор Мариус. В 1847 году приехал в Россию, ставшую для него второй родиной2. Там по русскому обычаю получил отчество — Иванович3. «Россия дала мне славу»4, — говорил М.И. Петипа. Именно здесь он раскрыл себя как балетмейстер5. Масштабы сделанного им поражают6. Российские постановки тогда отличались «роскошью, не знающей себе равной ни в одном из театров Европы»7 — ведь балету покровительствовала августейшая семья, щедро финансируя Императорские театры и Санкт-Петербургское театральное училище8. Петипа сотрудничал с П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым, чем очень гордился. В распоряжении Мариуса Ивановича находились лучшие сценографы, машинисты сцены, а также художники — И.П. Андреев, М.И. Бочаров, Г.Я. Вагнер, К.Ф. Вальц, К.М. Иванов, П.Б. Ламбин, Е.П. Пономарев, А.А. Роллер, М.А. Шишков. Сделавшись главным балетмейстером петербургской труппы, М.И. Петипа руководил «200 с лишним молодыми, красивыми и способными артистами»9. В большинстве своем воспитанники Санкт-Петербургской балетной школы, они под руководством маэстро воплощали самые сложные его замыслы. Например, партию Никии в балете «Баядерка» после Е.О. Вазем (см. ниже) не решалась станцевать ни одна из зарубежных гастролерш. Только через 16 лет, в 1900 году, Петипа возобновил этот спектакль специально для М.Ф. Кшесинской, а в 1903‑м после исполнения в «Баядерке» заглавной партии «безоговорочно утвердилась слава А.П. Павловой»10. Без большого и слаженного кордебалета Петипа не создал бы своих грандиозных танцевально‑симфонических композиций. В картине «Тени» («Баядерка») участвовали 64 танцовщицы. В сцене «Оживленный сад», сочиненной Мариусом Ивановичем для балета «Корсар» (1868), он задействовал 80 человек.
* * *
Мог ли 29‑летний Петипа, отправляющийся из Франции в далекую Россию, ожидать для себя подобного будущего? Трудно сказать. Но оценил «гостеприимную русскую землю»11 он сразу. В Петербурге его встретил директор Императорских театров А.М. Гедеонов и тут же предложил отдохнуть четыре месяца до начала нового театрального сезона. При этом жалование Мариусу выплачивали с первого дня прибытия в столицу. Такие условия показались ему «земным раем»12, особенно в сравнении с прежней жизнью. В театре города Нанта, где Мариус начал карьеру, дирекция удержала с него месячное вознаграждение из‑за «простоя» по причине полученной на репетиции травмы ноги. Во время гастролей в Нью-Йорке Петипа с отцом «попали в руки интернационального афериста, <…> наглого мошенника‑импресарио»13, который со второй недели вообще перестал платить. Дебют М.И. Петипа в качестве танцовщика и хореографа произошел в 1847 году на сцене петербургского Большого театра. Вместе со своим соотечественником Ф. Малавернем14 он поставил французскую новинку — балет «Пахита» на музыку Э.М. Дельдевеза. Одну из главных ролей исполнил сам Мариус. Пахиту танцевала Елена Ивановна Андреянова, ставшая на некоторое время постоянной партнершей Петипа. Особенно восхитили критиков и публику сольные и массовые испанские танцы. Балетмейстер в совершенстве их освоил, когда служил в мадридском «Театро дель Сирко». Про себя Мариус Иванович говорил, что «танцевал и владел кастаньетами не хуже настоящего андалузца»15. В дальнейшем он неоднократно возобновлял «Пахиту», совершенствуя первоначальную постановку. Гран па16 из этого спектакля ныне входит в золотой фонд классического балета. В конце 1848 года в Россию на должность главного балетмейстера петербургской труппы пригласили французского хореографа Жюля Перро. Он перенес на столичную сцену свои лучшие балеты, поставленные в различных западноевропейских театрах, создавал новые. Петипа исполнял главные партии во многих спектаклях Перро — Альберта в «Жизели», Феба в «Эсмеральде», Фауста в одноименном балете. Выдающаяся танцовщица Фани Эльслер, гастролировавшая в России, утверждала, что Петипа — «лучший Феб, с которым ей приходилось танцевать»17. Любимой ролью Мариуса Ивановича был Конрад в балете «Корсар» по поэме Байрона. Участница представления Е.О. Вазем писала: «Созданный им образ предводителя корсаров был совершенно незабываемым. Его выразительные глаза буквально горели, излучая те магнетические токи, которыми он держал в повиновении свою орду. В каждом движении сказывалась привычка властвовать и повелевать. <…> Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей»18. Другая отечественная танцовщица, Е.П. Соколова, восхищалась: «В этой роли он был так силен, так гениален, <…> игра была так обдуманна, так тонка, так согласовалась с духом Байрона, что на сцене не было Мариуса Ивановича, а был благородный, страстный, порывистый, ни перед чем не останавливающийся корсар»19. Ж. Перро привлекал Петипа к работе над балетами «Жизель», «Наяда и рыбак», «Фауст», делясь с ним своим богатейшим опытом. «Перро как хореограф был истинным учителем Петипа и передал ему немало тайн творческого процесса в балетном искусстве»20…