Поиск

Александр Васильевич Живаго (1860–1940)

Александр Васильевич Живаго (1860–1940)

А.В. Живаго на фоне Ронского глетчера в Швейцарии. Фотография Ф.Н. Щербачева. 1907 год


Вручение призов после соревнований в стрельбе по тарелочкам в подмосковной усадьбе Киреево, принадлежавшей И.Ф. Мамонтову. Третий справа — Ф.И. Шаляпин. С негатива на стекле. Фотография А.В. Живаго (?). 1898 год

Врач, путешественник, коллекционер, фотограф.

При упоминании имени А.В. Живаго1 возникает вопрос, не он ли является прототипом героя романа Б.Л. Пастернака. Семьи Живаго и Пастернаков жили в Москве и, по некоторым свидетельствам, были знакомы. Однако ни возраст, ни биография Александра Васильевича не дают оснований для такого предположения. Может, лишь словосочетание «доктор Живаго» с юности отложилось в памяти поэта и впоследствии пригодилось при написании книги. А.В. Живаго появился на свет в Москве в обеспеченной семье. Его отец Василий Иванович (1828–1889) владел фабрикой и магазином офицерских принадлежностей на Тверской улице. Александр Васильевич вспоминал, что родитель много читал, владел французским и немецким языками, «недурно рисовал», обожал музыку, «лет 15 абонировался в итальянской опере в Большом театре и часто ходил в полюбившийся ему Артистический кружок»2. Обыкновением В.И. Живаго было собирать в своем магазине «некоторых артистов Малого театра» и вести с ними «непринужденные разговоры». В 1886 году Александр окончил медицинский факультет Императорского Московского университета3. В архиве сохранилось свидетельство об увольнении в связи с этим «московского 2-й гильдии купеческого сына Александра Васильевича Живаго» из Московского купеческого общества4. После окончания курса и «надлежащих испытаний» Живаго утвердили «в степени лекаря», выдав аттестат за подписью декана факультета Н.В. Склифосовского5. Более 30 лет он проработал в московской Голицынской больнице6, пройдя путь от терапевта до старшего врача. Ему удалось завоевать авторитет как у пациентов, так и среди персонала7. Получив наследство после смерти отца, Александр Васильевич отказался от жалованья, считая, что эти средства лучше потратить на нужды больницы. Входил в Совет учрежденных в Рязани его братом Сергеем Васильевичем Живаго родильного дома и детского приюта8. Будучи членом Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, много внимания уделял исследованиям в области медицины, результаты которых публиковал в профильных изданиях («Врач», «Русский врач», «Больничная газета Боткина») и докладывал на конгрессах. Однако круг интересов А.В. Живаго этим далеко не ограничивался. Он состоял в Русском охотничьем клубе, Московском обществе охоты, Московском литературно‑художественном кружке, Обществе любителей художеств, Московском обществе искусства и литературы и прочих подобных объединениях; сам неплохой рисовальщик, был завсегдатаем музеев и выставочных залов, серьезно интересовался историей, знал классические и современные языки. Увлечением всей его жизни сделался театр. C двенадцати лет Александр вместе с отцом регулярно посещал итальянскую оперу, позднее выступал актером, режиссером и художником‑оформителем в любительских спектаклях. До конца дней А.В. Живаго вел подробный дневник, большая часть которого посвящена театральным впечатлениям автора9. Многое об Александре Васильевиче мы узнаем из его обширного фотоархива, находящегося в ГМИИ имени А.С. Пушкина (более 8 тысяч  единиц хранения). С 1897 года он был членом Русского фотографического общества. Он самостоятельно проявлял и печатал свои снимки, подробнейшим образом их аннотировал:  указывал дату, место съемки. Среди его друзей было много любителей-фотографов, и в архиве Живаго часто встречаются чужие снимки, так же тщательно им аннотированные. На этих фотографиях запечатлены, в частности, досуги представителей русского среднего класса — охота, стрелковые состязания, дачная жизнь, занятия собаководством10 и коневодством. Сначала Александр Васильевич пользовался фотоаппаратом, сконструированным Д.П. Езучевским11 с размером пластин 9 × 12 см, но в 1900 году в Париже купил стереокамеру производства французской фирмы Verascope Richard (4,5 × 10,7 см). Устройство имело два объектива, и в результате съемки на стеклянных пластинах получались двойные изображения. Просматривали их на стереоскопе. С помощью стереокамеры А.В. Живаго запечатлел палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке после их реконструкции в первой половине 1890‑х годов, а в 1909-м осуществил съемку внутри Румянцевского музея. Этот фотодокумент уникален, поскольку иных изображений интерьеров музея начала XX века нет…