restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

«Разносторонне одаренная по искусству»

«Разносторонне одаренная по искусству»

Работа Т.Н. Кротковой. Бумага, акварель. Конец 1920-х годов


Целлулоид с кадром мультфильма «Красная Шапочка». РГАЛИ

О художнице Тамаре Николаевне Кротковой (1906–1993).

Тамара Николаевна Кроткова (урожденная Павлова) появилась на свет в Самаре, где ее семья — дед с дочерью и внуками — проживала в доме № 48 по улице Шихобаловской (ныне — Ленинская). Девочка рано осиротела: в 1912 году умер дед, а в 1917‑м — мама. Началась революция, и Тамаре пришлось бросить обучение в гимназии. Она жила попеременно то у дяди в Самаре, то у тети в Саратове. Единственное, что спасало ее в ту пору, — увлечение живописью. Тамара окончила Самарский художественный техникум и в 1927 году поступила в Саратовский художественно‑промышленный техникум (ныне — Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова), где преподавал известный художник‑символист Петр Саввич Уткин (1877–1934). Лучшие работы мастера оказали на творчество Т.Н. Павловой определенное влияние. К концу 1920‑х годов относятся такие ее этюды, как «Мальчик» и «Троицкий собор». На последнем изображен саратовский собор Живоначальной Троицы, возведенный в XVII веке в стиле нарышкинского барокко. Ракурс, взятый автором, позволяет зрителю подробно рассмотреть сказочную красоту этого архитектурного памятника. В камерных работах поражает мощью и величием и в то же время чарует покоем и нежной красотой Волга. Подробно изучала и переосмысливала Тамара Николаевна творчество В.Э. Борисова-Мусатова (1870–1905) — уроженца Саратова. «Мусатовские» дамы в кринолинах на акварелях художницы — волшебные видения, напоминающие об ушедшей эпохе Серебряного века. Училась она на скульптурном отделении у талантливого скульптора Льва Константиновича Ивановского (1900–1932). Сохранилось несколько набросков и фотографий выполненных студенткой Павловой скульптур, а также ряд женских портретов. Однокурсница О.Е. Батусова писала ей в поздравительной открытке: «Я все время вспоминаю тебя в довоенное время в Саратове: маленькая, изящная, разносторонне одаренная по искусству. Занималась в скульптурной мастерской у замечательного педагога Ивановского — очень хорошо, а по вечерам дома зарабатывала на жизнь, расписывая какие‑то заказные отрезы на платья, да так искусно, как фабричная работа по ткани, не спеша, последовательно, вовремя заканчивая. <…> Я помню, Хаханова, татарка, (тоже однокурсница. — М. О.) обратила внимание Л.К. Ивановского на обработку поверхности твоей скульптуры, а Лев Константинович ей сказал: “А ведь это надо уметь сделать”. Значит, ты многое умела. А Лев Константинович был дар Божий как педагог и человек». Неизвестно, удалось ли Тамаре завершить обучение в техникуме, но документально зафиксировано, что она окончила чертежные курсы и трудилась в конструкторском бюро завода «ВАТО Запчасть».
* * *
В техникуме Тамара познакомилась с живописцем и графиком А.А. Кротковым (см. о нем: Московский журнал. 2016. № 9. С. 91–96), ставшим позднее (1941) ее мужем. Находясь в Москве, Алексей Александрович писал Тамаре в Саратов: «Нажился я здесь, дружище, почти до тоски. Правда. Становится порой очень скучно и хочется порой восвояси». Иногда переписка велась в стихах: «Жили‑были Бобби с Томом / Том — без дома, Бобби — с домом, / Том — без мамы, Бобби — с мамой, / Боб — мужчина, Томми — дама. / А закон, известно, старый: / Там, где двое, значит — пара». Позже А.А. Кротков забрал подругу в Москву и устроил на работу в мультипликационный цех треста «Союзтехфильм». Тамара Николаевна занималась покадровой отрисовкой первых мультипликационных советских фильмов, участвовала в создании картины «Красная Шапочка», сделанного в классической «диснеевской» стилистике. Процесс производства подобных фильмов был чрезвычайно трудоемок. Грубые наброски обрисовывались тонким карандашом, чтобы получить более четкие картинки, которые затем специальной черной тушью перерисовывались на прозрачную пленку (целлулоид). В личном архиве Галины Алексеевны Кротковой, дочери художницы, сохранилось изображение девочки, исполненное Тамарой Николаевной на «Техфильме» не позднее 1935 года (в этом году она уволилась с кинофабрики «по семейным обстоятельствам»). Данная прорисовка соответствует десятой минуте картины «Красная Шапочка», вышедшей на экраны в 1937 году. В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) сохранился целлулоид к мультфильму с дарственной надписью режиссеров Валентины Семеновны и Зинаиды Семеновны Брумберг. Вероятно, материалы по «Красной Шапочке» были переданы на киностудию «Союздетмультфильм» (с 20 августа 1937 года — «Союзмультфильм »), образованную годом ранее путем слияния мелких коллективов, в том числе «Техфильма», официально ликвидированного 1 августа 1937 года. После увольнения главными в жизни Т.Н. Кротковой стали домашние заботы, связанные с рождением дочери. В 1943 году погиб на фронте муж. Обстоятельства не позволили Тамаре Николаевне продолжить занятия творчеством. Однако и то, что она успела сделать, говорит о ней как о незаурядной художнице, оставившей заметный след в истории отечественного изобразительного искусства.