Поиск

Сеятель разумного, доброго, вечного

Сеятель разумного, доброго, вечного

"Государь Петр I, по окончании Полтавского сражения, жалует за храбрость Адриана Степановича Левшина шпагою"


«Изображает графа Сувола, представшего в Новгороде на Вече перед Наместником Государевым и Степенными Посадниками с своими Рыцарями, и вступающего торжественно в Российское подданство»

О писателе и просветителе Василии Алексеевиче Левшине (1746–1826).

Василий Алексеевич Левшин был мелкопоместным дворянином Тульской губернии. Всю жизнь, за исключением восьми лет армейской службы (1765–1773) и эпизодических отъездов по делам, он провел в небольшом родовом имении — селе Темрянь Белевского уезда, которым владел совместно с братом Николаем. В конце XVIII века там насчитывалось 37 дворов с населением 275 человек. Значительную часть земли Левшиных, расположенной по обе стороны реки Темрянки, занимал лес, имелись также два пруда. Село украшали каменные церковь Покрова Пресвятой Богородицы и барский дом с примыкавшим к нему плодовым садом1. Родился Василий Алексеевич в Смоленске, где служил его отец — армейский капитан Алексей Денисович Левшин2. Матушка, Елена Егоровна (в девичестве Клочкова), умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В 1756 году, уже будучи полковником, А.Д. Левшин вышел в отставку и до самой кончины (1772) проживал в Темряни. О древности и заслугах дворян Левшиных свидетельствует их фамильный герб. На нем мы видим шлем с короной, шестиугольную серебряную звезду и под ней — серебряную луну рогами вверх. Правое поле занимает изображение черного медведя с серебряным мечом в лапах; в левом располагается полуфигура белого орла3. Подробности истории рода исследованы самим Василием Алексеевичем. В возрасте 45 лет он увлекся генеалогией и опубликовал в Москве «Родословную книгу благородных дворян Левшиных, содержащую в себе доказательства о происхождении их фамилии, времени выезда в Россию и поколенную роспись» (1791). В 1812 году книгу переиздали в улучшенном варианте и под другим названием: «Историческое сказание о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных». Этот труд В.А. Левшина представляет собой один из первых в России опытов изучения истории провинциального дворянства. Своим родоначальником Левшины называли графа Сувола Левенштейнского, который в 1365 году с преданными ему рыцарями покинул Швабию4, спасаясь от гонений Папы Римского Урбана V. По легенде, прибыв в Новгород, граф принял русское подданство и взял в жены местную боярышню Марию Васильевну. На Руси он получил и прозвище — Левша, превратившееся потом в фамилию. В книге описана его служба и названы пожалованные ему вотчины в северных землях, обозначено расселение потомков Сувола, в том числе по Белевскому уезду. Издание снабжено иллюстрациями: граф Сувол в Новгороде; Семен Семенович Левшин убивает в сражении татарского царевича Ахмата; Афанасий Иванович Левшин участвует в подавлении восстания Степана Разина; Иван Данилович Левшин среди усмирителей стрелецкого бунта; Федор Семенович Левшин во время штурма Иван‑города; Петр I вручает Андриану Левшину шпагу за храбрость; кончина Никиты Алексеевича Левшина при взятии Измаила; надгробный памятник «В честь на брани убиенных Левшиных». Забегая вперед, скажем, что генеалогические исследования пробудили у Василия Алексеевича интерес к биографиям выдающихся людей. Так, его перу принадлежат сочинения: «Жизнь, анекдоты, военные и политические деяния российского генерал‑фельдмаршала графа Б.П. Шереметьева» (СПб., 1808), «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» (СПб., 1809), «Жизнь генерал‑фельдмаршала князя Г.А. Потемкина-Таврического» (Ч. 1–2. СПб., 1811). Особый интерес представлял труд об А.В. Суворове, выдержавший четыре издания (1809, 1811, 1814, 1858). В книгу включены написанные полководцем до 1799 года письма, послания к нему иностранных корреспондентов и «знаменитых особ», его поучения солдатам. Из опубликованного здесь эпистолярного наследия Суворова многое потом оказалось утраченным. Современные исследователи отмечают, что именно В.А. Левшин впервые ввел в научный оборот указанные суворовские документы5.
* * *
Василий Алексеевич получил хорошее домашнее образование. Участвовал в Русско‑турецкой войне (1768–1774). От службы у него остались довольно неблагоприятные впечатления: «Лютость и невежество, во зло употребляющие установленные от премудрых государей военные законы, и предводительствуемая тем наглость полковых начальников казались мне удобными выгнать в отставку всякого благорожденного и хорошо воспитанного человека»6. После смерти отца ему досталось небольшое наследство, позволившее выйти в отставку в скромном чине поручика (1773). Манифест о вольности дворянства (1762) освободил помещиков от служебной повинности, и В.А. Левшин смог заниматься тем, к чему лежала душа, — хозяйством и литературным творчеством. Воображение, талант, трудолюбие и знание иностранных языков не позволили Левшину сделаться заурядным белевским барином. В 1768–1783 годах при Российской академии наук действовало Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык. В работе этого сообщества участвовали видные литераторы и ученые — И.Ф. Богданович, Я.Б. Княжнин, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев, С.Я. Румовский. В.А. Левшин стал активным членом Собрания. Там он встретился с журналистом, издателем, просветителем Н.И. Новиковым (1744–1818), оказавшим впоследствии на Левшина значительное влияние. К 1780 году для новиковского издательства Василий Алексеевич перевел трехтомную «Библиотеку немецких романов» — произведения героико‑приключенческого характера, насыщенные странствиями рыцарей, любовными похождениями, встречами с фантастическими чудовищами. Тогда Левшин заметил известную схожесть заморских сюжетов с былинным эпосом, который знал хорошо, поскольку сам собирал древнерусские песни, и решил «подражать издателям, прежде <…> начавшим издавать подобные предания, с намерением сохранить сего рода наши древности и поощрить людей, имеющих время собирать все оных множество, чтобы составить Вивлиофику русских романов»7. В 1780–1783 годах типография Н.И. Новикова напечатала оригинальные «Русские сказки» В.А. Левшина (в десяти частях). Их героями являлись князь Владимир, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Богуславич, Чурила Пленкович… Действие происходило на Руси (фигурировали такие географические названия, как Старая Русса, Новгород, Тмутаракань). Однако на текстах заметно отразилось влияние западно-европейской беллетристики. Например, киевский князь Владимир в «Повести о князе Владимире и Добрыне» оказался под пером автора основателем «Ордена богатырского». Сочинение В.А. Левшина стало чрезвычайно популярным. «Сказка о Добрыне Никитиче» ходила по рукам в лубочном варианте. Левшинский сборник повлиял на развитие всей русской литературы, особенно на творчество И.Ф. Богдановича (поэма «Душенька»), В.Т. Нережного (повесть «Славянские вечера»), И.А. Крылова (либретто комической оперы «Илья богатырь»). Сказку «Громобой» В.А. Жуковский переделал в комическое произведение. В «Руслане и Людмиле» есть эпизоды, заимствованные у Левшина. С сюжетом «Повести об Алеше Поповиче, богатыре, служившем князю Владимиру» перекликается сон Татьяны из «Евгения Онегина»8. Кстати, в начале XIX века «Русские сказки» воспринимались как фольклорные записи…