Поиск
  • 08.06.2018
  • По России
  • Автор Николай Владимирович Вехов

«Таинственность, загадочность и бесконечная красота»

«Таинственность, загадочность и бесконечная красота»

В.В. Переплетчиков. Михайловское озеро в Архангельской губернии после дождя. Бумага, акварель. 1907 год. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств


В.Е. Галямин. Центр Архангельска. Пересечение Троицкого проспекта и Воскресенской улицы. Ломоносовская площадь. Акварель. 1826 год

Московские и санкт-петербургские художники XIX — начала XX века на Русском Севере.

«Общенациональное движение художников на Север» в 1894 году открыли К.А. Коровин и В.А. Серов, которые по предложению и при финансовой поддержке промышленника и мецената С.И. Мамонтова, инициатора строительства железной дороги от Ярославля до Северной Двины, проехали по ее будущей трассе, затем Северной Двиной проплыли до Архангельска, а дальше морем на пароходе «Ломоносов» — вдоль Мурмана к мысу Нордкап (Норвегия)1. На привезенные ими из «края полуночного» этюды и картины, дополненные статьями и книгами о красотах увиденного в северных широтах, не могли не откликнуться собратья по цеху. Вскоре на Севере побывали Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипов, Л.Ф. Пищалкин, В.В. Переплетчиков, Л.Ф. Лагорио, С.Г. Писахов, А.А. Борисов, Н.В. Пинегин…2 Их влекла сюда «очаровательная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест»3. Все вместе  они создали настоящую «живописную энциклопедию» Русского Севера, охватить которую в  одной статье не представляется возможным. Мы остановимся здесь на посвященном Северу  творчестве (и не только живописном) четырех художников: И.Я. Билибина, В.В. Переплетчикова,  В.Е. Галямина и К.Х. фон Редера. Редер и Галямин сегодня основательно забыты. Между тем  именно они еще в первой половине XIX века стали фактически пионерами северной темы в  живописи.

* * *
Талантливый художник‑самоучка Валериан Емельянович Галямин (1794–1855) окончил  Институт инженеров путей сообщения, служил сначала по инженерной части, потом по  квартирмейстерской, с 1823 года в чине подполковника состоял инспектором классов Училища  топографов (Санкт-Петербург), но в начале 1826‑го был арестован по делу декабристов. Особой  вины за ним не нашли и всего лишь перевели служить в Финляндию. В 1828–1829 годах В.Е.  Галямин принимал участие в войне с Турцией, стал полковником, далее (1830–1831) подавлял  польский мятеж, отличился при штурме Варшавы, за что удостоился золотой шпаги. С 1832 года  — директор Императорского фарфорового завода. Вышел в отставку по болезни (1848), умер в Санкт-Петербурге. В 1825–1826 годах Галямин как специалист‑топограф участвовал в демаркации границы на спорной территории в Лапландии между Шведско-Норвежским  королевством и Российской империей. И здесь он допустил серьезный просчет, вызвав крайнее  неудовольствие архангельской губернской администрации, в чьем ведении находилась  территория Русской Лапландии. «Относительно деятельности Галямина Кольский земский суд в  1828 году доносил губернскому правлению следующее. По приезде в этом году Кольского исправника Кривковича на старую границу лопари Нявдемского и Пазрецкого погостов  единогласно объявили, что они в бытность подполковника Галямина в оба раза, т. е. в 1825 и 1826  годах, старались показать ему старую границу и просили рассмотреть оную подробно; но  Галямин не обратил на сие никакого внимания и далее стоящей по Паз‑реке церкви Бориса и  Глеба в первый раз, т. е. в 1825 г., нигде не бывал; проходили же для проведения нынешней  черты с нижней шведской стороны и с верхней от р. Ворьемы только одни норвежские комиссары  и присоединились к Галямину у означенной церкви. В следующий же 1826 год он, Галямин, до постановления пограничных теми же комиссарами знаков все время  находился в местечке Васин норвежского владения»4. Архангельский губернатор И.Я. Бухарин в  своем представлении министру внутренних дел от 14 июня 1828 года за № 1301 писал, что  разграничение, произведенное В.Е. Галяминым, послужило поводом «к насильственному  завладению со стороны норвежских жителей даже общих (с русскими) рыбных ловель»5. Но  обратимся к художественному творчеству Валериана Емельяновича. Как раз во время столь  неудачно осуществленной им миссии на границе он некоторое время провел в Архангельске —  тогдашней столице Русского Севера, где написал ряд акварелей, запечатлев на них город того  времени6. Эти акварели, хотя и содержат ряд неточностей, ныне представляют собой весьма  ценный исторический источник. Рассмотрим их подробнее. 1. Центр Архангельска — пересечение  Троицкого проспекта и Воскресенской улицы. Слева — часть Гостиного двора,  справа — высокое здание сахарного завода купца Брандта, вдали — шпиль колокольни и купол Успенской церкви (сейчас построена заново на углу набережной Северной Двины и улицы  Логинова — бывшей Успенской). Однако перспектива акварели в левой стороне явно нарушена. С той точки, где находился Галямин, реку не увидишь. А откуда взялись холмы на левом берегу  Двины? Видимо, романтическая натура художника не могла смириться с унылостью двинских  берегов, поэтому он живописные холмы попросту пририсовал. 2. Центральные храмы Архангельска — так называемый «тройник». Справа — Рождественская церковь, стоявшая на углу  Троицкого проспекта и нынешнего Театрального переулка, в центре — Троицкий  кафедральный собор (между ним и колокольней хорошо видно здание городского училища, сохранившееся до сего дня), левее соборной колокольни — Михаило-Архангельская церковь,  снесенная в 1930‑х годах, правее собора — Гостиный двор (изображенная Галяминым его часть  также не сохранилась, на этом месте сейчас — вход в детский парк). И опять же: на левом берегу Северной Двины художник расположил горы, в действительности же данный участок  двинской долины имеет достаточно плоский рельеф. 3. Панорама Кузнечевской слободы (название происходит от реки Кузнечихи, впадавшей здесь в Северную Двину). В начале  XIX века слобода представляла собой городское захолустье, населенное отставными солдатами и  матросами, бедными ремесленниками, землекопами, портовыми грузчиками. Троицкая церковь  (1745), стоявшая на углу набережной и Четвертой улицы, уцелела, хотя ее облик сильно исказили  перестройки 1930‑х годов; сейчас она восстановлена и высится над рекой в былом величии. Никаких других старых зданий в округе не осталось, все снесли в 1960‑х годах. 4. Место слияния  Кузнечихи и Северной Двины. Хорошо видны здание Гостиного двора, собор и характерная  крыша лютеранской кирхи. И тут — горы на левом берегу Двины! Определяемое по акварели  местонахождение художника сейчас попадает на середину реки. В начале XIX века здесь был  большой Мосеев остров, на котором любили отдыхать архангелогородцы. Со временем остров  размывался двинским течением, и к XX столетию от него осталась лишь малая часть возле  судоремонтного завода «Красная Кузница». 5. Справа — Боровская (названная так по  близлежащему сосновому бору) Успенская церковь. Ее снесли в 1930‑х годах, но в конце 1990‑х отстроили заново. Двухэтажный каменный дом рядом с церковью сохранился. В начале XX века  го занимало мореходное училище, во время Гражданской войны — американский госпиталь. Сохранилось и высокое здание, изображенное почти в центре картины, — это  упомянутый выше сахарный завод купца Брандта. Позже оно долго пустовало, пришло в  запустение, но городская дума его выкупила и устроила в нем техническое училище. В годы  Гражданской войны здесь был штаб американского экспедиционного корпуса, затем здание передали Центральному научно‑исследовательскому институту механической обработки  древесины…

К.Х. фон Редер. Вид на деревню Пялицы на южном побережье Русской Лапландии. Литография.
1837 год. Музей-архив Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Российской академии наук

К.Х. фон Редера. Пролив Маточкин Шар на Новой Земле. Литография. 1837 год. Музей-архив Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Российской академии наук

В.Е. Галямин. Набережная Северной Двины в Архангельске от улицы Успенской в сторону Кузнечевской слободы. Вид на Успенскую церковь и сахарный завод Брандта. Акварель. 1826 год

В.В. Переплетчиков. Селение Порог на реке Вонгуде. Картон, гуашь. 1911 год. Государственная Третьяковская галерея

В.В. Переплетчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт. Холст, масло. 1900-е годы

В.Е. Галямин. Вид Архангельска с Мосеева острова. Вид на Боровский Троицкий собор. Акварель. 1826 год

В.В. Переплетчиков. Урал. Холст, масло. 1897 год. Государственный художественный музей
Алтайского края