Поиск

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Иллюстрация: К. Шульц. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. (Ошибочно подписано: «Алексеевский монастырь».) Бумага, литография, акварель. 1840‑е годы. По рисунку И.Б. Вайса


Малая Дмитровка. Раскрашенная фотография из собрания Э.В. Готье-Дюфайе. 1910‑е годы

Прошлое и настоящее.

Эта церковь представляет собой самобытнейшее явление русской архитектуры XVII столетия и находится в начале улицы Малой Дмитровки, в квартале № 250 (северная часть Земляного города). История же самого квартала издавна связана с древней дорогой в подмосковный Дмитров, которая начиналась, судя по «Петрову чертежу» (1597), от Дмитровских ворот Белого города, замыкавших Тверскую улицу (тогда Тверские ворота Белого города располагались западнее), далее поворачивала на восток (через современную Пушкинскую площадь)1, в XVII–XVIII веках огибала с запада и севера строения Страстного монастыря (не сохранился), образуя развилку с Тверской дорогой, и выходила на нынешнюю трассу Малой Дмитровки в сторону Дмитровских ворот Скородома2. Южная планировочная граница квартала сложилась в конце XVI столетия при строительстве укреплений Белого города и образовании свободного плацдарма перед ними. Постепенно в XVII–XVIII веках на этом плацдарме появились постройки и ограда Страстного монастыря, торговые лавки, частные владения. От квартала они отделялись проездом к улице Петровке, получившим название Путинковского, затем Большого Путинковского3. В конце XVIII столетия к востоку от Страстного монастыря возникла Сенная площадь. На ее месте в 1879 году по проекту архитектора Н.А. Тютюнова было построено здание 1‑й женской гимназии4. В начале XIX века за Сенной площадью проложили Страстной бульвар. Освоение этой территории происходило, скорее всего, с конца XV века, когда здесь образовалась Новая слобода за счет переселения жителей из Белого города. Дворы размещались вдоль дороги. Очевидно, слобода относилась к разряду черных, тягловых. Схема квартала впервые изображена на плане Москвы М. Мериана (1638)5. Слобода быстро росла и уже в XVII столетии перешагнула за линию современного Садового кольца. В каждой слободе имелась своя церковь (а то и несколько). Приходские храмы, как правило, располагались в центре слобод. Облик многих из них отличался своеобразием, хотя все они имели общую типологическую схему и схожие элементы декоративного убранства. Жители подчас устраивали соревнование за создание наиболее привлекательного и оригинального храма. Отвечая вкусам простого слободского населения, эти храмы воплощали в себе живописную непосредственность архитектурных форм, отличавшуюся от торжественной парадности центральных соборов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — один из самых ярких тому примеров. Впервые мы видим здесь деревянное сооружение с двумя главами на «Петровом чертеже», трехглавый храм — на «Годуновом чертеже» (конец XVI века), двухшатровый — на копии из книги И.М. Снегирева (2‑й вариант «Петрова чертежа»). Затем изображение одноглавого храма присутствует на «Сигизмундовом плане» (1610), плане Москвы 1613 года, планах Олеария (1630‑е) и Мериана6. Наша ли это церковь — неясно7. В письменных источниках деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы впервые упомянута под 1621 годом наряду с Успенской в одноименном переулке8. Наличие двух храмов указывало на достаточно плотную застройку квартала и большое число прихожан в нем. Во второй половине ХVII столетия обе церкви перестроили в камне. По названию Тверских ворот Белого города Рождество-Богородицкую церковь в начале XVII века именовали «что за Тверскими воротами, на Дмитровке », иногда добавляя: «Что на старом Посольском дворе, в Путинках»9. Наличие здесь «старого Посольского двора» весьма сомнительно, поскольку в известных нам исторических документах сведений о нем нет, в том числе и в переписных книгах Москвы XVII — начала XVIII века10. На плане Москвы А. Мейерберга (1660‑е) церковь изображена уже каменной с трехшатровым завершением, делавшим ее весьма примечательной11. На всех планах Первопрестольной XVII столетия в квартале показан только один храм…