restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск
  • 08.06.2018
  • Наследие
  • Автор Константин Константинович Полещук

«Москва сделалась центром русского искусства»

«Москва сделалась центром русского искусства»

Фотография: Психиатрическая клиническая больница № 1 имени Н.А. Алексеева


Дом С.М. Третьякова на Пречистенском бульваре, 6. 1880-е годы

Городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893) и передача городу Третьяковской галереи (1892).

Николай Александрович Алексеев, представитель известной купеческой династии, заслужил уважение сограждан своей подвижнической общественной деятельностью. Крупный фабрикант, человек передовых взглядов, щедрый благотворитель, он прославился в первую очередь тем, что совершил на посту московского городского головы (декабрь 1885 — март 1893). Алексеевское семилетие — один из наиболее продуктивных периодов в истории городского хозяйства Москвы. Настоящая революция происходит в коммунальной сфере. Появляются грандиозные предприятия и сооружения — боенский комбинат за Покровской заставой (ныне — Микояновский мясокомбинат), новый Мытищинский водопровод. Начинается устройство канализации. Возводятся Верхние и Средние торговые ряды на Красной площади, новое здание городской думы. Благоустраиваются пути сообщения, более широкое применение в качестве дорожного покрытия получает асфальт. Улучшается качество уличного освещения, строится  первая электростанция постоянного тока. Позитивные перемены происходят в транспортной инфраструктуре: расширяется сеть конно‑железных дорог, вводится усовершенствованный способ передвижения — паровая конка. Город получает новые бульвары и скверы. При Алексееве в Москве было открыто 30 городских училищ и несколько больниц. Современники с самого начала думской карьеры Николая Александровича ощутили его мощный созидательный потенциал. С.М. Третьяков, в 1877–1881 годах возглавлявший московское городское самоуправление, говорил: «Вот будет вам голова — Алексеев! Голова, какого не бывало! Не нам чета. Дайте только ему войти в лета и в дело»1. Б.Н. Чичерин, предшественник Н.А. Алексеева на посту городского головы, так характеризовал своего преемника: «Очень умный, необыкновенно живой, даровитый, энергический, неутомимый в работе, с большим практическим смыслом, обладающий даром слова, он как будто создан был для того, чтобы командовать и распоряжаться. Всякому делу, за которое он принимался, он отдавался весь; оно у него кипело, и он упорно и настойчиво доводил его до конца. <…> Меня пленяли блестящие и благородные стороны этой необыкновенно богатой натуры»2. Историк М.М. Богословский называл Алексеева «самым выдающимся, самым ярким городским головой в Москве»3. Публицист А.В. Амфитеатров вспоминал алексеевскую эпоху как «золотой век московского самоуправления »4. Двоюродный брат К.С. Станиславского, друг композиторов Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского, братьев П.М. и С.М. Третьяковых, Николай Александрович запомнился москвичам как просвещенный и щедрый благотворитель. Из личных средств он профинансировал строительство Крестовских водонапорных башен Мытищинского водопровода, двух городских школ, был инициатором и одним из спонсоров создания первоклассной психиатрической лечебницы на Канатчиковой даче. В ряду важнейших его деяний — организация передачи городу Третьяковской галереи.
* * *
Алексеевы входили в число наиболее богатых и уважаемых купеческих семей Москвы. В 1876 году Николай Александрович женился на Александре Владимировне Коншиной (1852–1903) — племяннице Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Супруга П.М. Третьякова, Вера Николаевна, в дневнике за 1881 год писала о ней: «Добрейшая, умная, сердечная женщина с большим тактом в жизни <…> хорошая мать и сердечная родственница»5. Семейный союз оказался счастливым. В браке родились трое дочерей6. В кругу семьи Николай Александрович забывал о своем высоком общественном положении, превращаясь в любящего мужа и отца. Алексеев не упускал случая пошутить, подурачиться. Дочь коллекционера В.П. Зилоти отмечала, что «в натуре Николая Александровича было много клоунства, балагурства, и когда он хотел, мог балаганить и дурить напропалую»7. Н.А. Алексеев высоко ценил русскую живопись, имел произведения современных художников в личной коллекции. Он поддерживал дружеские отношения с семьей Поленовых, состоял с ними в переписке. Поздравляя Наталью Васильевну Поленову с рождением сына в сентябре 1884 года, Николай Александрович желал родителям вырастить сына себе «на радость и утешение». На просьбу художника дать одно из его произведений, находящееся в коллекции Алексеева, для экспонирования на выставке, тот ответил: «Что же касается “Одалиски”, то эту картину можно взять у меня из дому после 21 мая». Живописцы обращались к Алексееву в затруднительных случаях. Так, в августе 1891 года И.Е. Репин готовился к выставке, посвященной двадцатилетию творческой деятельности. Для экспозиции потребовалась известная репинская работа — многофигурное большеформатное полотно «Славянские композиторы» (1871), написанное по заказу владельцев гостиницы «Славянский базар». Однако администрация заведения отказывалась выдать картину. Репин обратился за содействием в данном вопросе к П.М. Третьякову, но, не будучи уверен в успехе, осведомлялся у Павла Михайловича: «Нельзя ли попросить городского голову Алексеева, может быть, он повлияет на директоров?»8 Или такой случай. В период реконструкции торговых рядов на Красной площади художник В.В. Верещагин одним из первых представил «эскиз проекта» тому же П.М. Третьякову в сопровождении следующего послания: «Вы получили или получите мой рисунок пером — мой проект нового Гостиного двора в Москве. Как увидите, в нем 2 галереи — одна внизу открытая, другая вверху закрытая. Наверху в павильонах склады, светлые, с окнами. Все здание укорочено и по месту должно быть растянуто по прямой линии с сохранением форм, то есть павильонов. Покажите, пожалуйста, этот рисунок Вашему брату и городскому голове — я в ужас прихожу при мысли, что могут восстановить тот “Гостиный”, который возобновлен в 1815 году»9…

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino