restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

Подвиг веры и чистоты

Подвиг веры и чистоты

Иллюстрация: М.В. Нестеров. Философы (фрагмент). Холст, масло. 1917 год. Государственная Третьяковская галерея


М.В. Нестеров. Автопортрет (фрагмент). Холст, масло. 1928 год. Государственный Русский музей

О дружбе семей художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) и протоиерея Владимира Николаевича Воробьева (1876–1940).

Летом 1920 года М.В. Нестеров возвращается в Москву из Армавира, куда в 1917 году к брату супруги художника, спасаясь от голода, уехала семья. Пережив в Армавире многократные
переходы власти от белых к красным и обратно, насмотревшись такого, что рассказать «не всякому романисту с самой бурной фантазией будет под силу», он находит свою московскую квартиру на Новинском бульваре реквизированной и разоренной, а оставленные земляку — архитектору И.Е. Бондаренко ящики с рисунками и семейным архивом — разграбленными.
В письме к другу Нестеров констатирует: «Теперь <…> я гол как сокол! Так, как был лет 35 тому назад. Только тогда была молодость и надежды… Такова была воля Божия!». Михаил Васильевич с супругой и детьми временно — однако, как окажется, на все отмеренные ему последние 20 лет жизни — занимает комнаты в квартире Шретеров (дочери Ольги и ее мужа)
по адресу: Сивцев Вражек, 43, квартира 12. Здесь в гостях у художника побывает множество выдающихся деятелей науки и культуры, а также простые люди, к которым Нестеров испытывал
расположение, подчас преследуемые и гонимые, как, например, армавирский иерей Леонид Дмитриевский, по возвращении из трехлетней ссылки проведший ночь на Сивцевом Вражке.
Ближайшим храмом была церковь Святителя Николая чудотворца в Плотниках, в пяти минутах
ходьбы от Сивцева Вражка, прихожанами которой Нестеровы оставались вплоть до ее закрытия в начале 1930‑х годов. Настоятелем церкви после смерти протоиерея Иосифа Фуделя (1918) назначили священника Владимира Воробьева. Сын крестьянина, он окончил Саратовскую
духовную семинарию, служил при монастыре в Саратовской губернии, а в 1910 году был переведен в Москву к домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Зубовском бульваре. Отец Владимир «пользовался большим авторитетом среди верующих. <…> Пышной белой шевелюрой и широкой бородой он напоминал Карла Маркса, но глаза его светились добротой, служил он всегда особенно проникновенно». Священник и художник подружились. Нестеров неоднократно приглашал отца Владимира к себе домой. Уже из ссылки тот писал супруге Нестерова: «Прошу Вас свидетельствовать ему мое искреннее и глубокое почтение и уважение. С каким бы удовольствием я теперь опять послушал бы его умную проникновенную беседу! Храни Вас Бог!». Михаила Васильевича и отца Владимира отличала честность и преданность тем идеалам, которые они положили в основание своей жизни. В.Г. Чертков так характеризовал отца Владимира и его семью: «Он мне известен как человек в высшей степени добросовестно исповедующий ту веру, представителем которой он является
как православный священник. Пользуется он глубоким уважением со стороны всех искренних православных, знакомых с ним. Оба они, муж и жена, как мне достоверно известно, люди
совсем исключительные по своим выдающимся душевным свойствам». Душан Маковицкий, врач Л.Н. Толстого, по поводу приезда М.В. Нестерова летом 1907 года в Ясную Поляну записал:
«Он русский и православный»8. Князь Сергей Щербатов говорил об абсолютной честности Нестерова, «ни на какие компромиссы, подлаживания, заискивания» не способного. И священнику, и художнику за свои убеждения не раз приходилось терпеть притеснения от властей. В частности, в 1925 году оба побывали в Бутырской тюрьме: Нестеров — за близость к религиозно‑философскому обществу памяти Владимира Соловьева, отец Владимир — по надуманному обвинению в антисоветской агитации, а фактически за участие в Епархиальном
совете при патриархе Тихоне. После избрания митрополита Тихона патриархом большинство верующих людей объединила любовь к нему. За недолгое время своего патриаршества святитель Тихон служил во многих храмах Москвы и Подмосковья, в том числе и в Плотниках. Искренние чувства питал к Святейшему М.В. Нестеров, мечтавший написать его портрет и связывавший с ним надежды на возрождение России: «Быть может, благодаря его мудрости суждено России увидеть лучшие дни». Последние десять лет жизни священник Владимир Воробьев нес крест исповедничества. В 1930 году его арестовали по обвинению в причастности к контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь» и этапировали в лагерь. В 1932‑м лагерь заменили ссылкой, но в 1938‑м на основании клеветнического доноса вновь
арестовали. Репрессии коснулись и семьи Нестеровых. В 1939 году по ложному обвинению расстреляли Виктора Шретера, зятя М.В. Нестерова, а дочь художника Ольгу отправили в далекую ссылку, откуда она вернулась калекой. Отец же Владимир скончался в заключении от паралича сердца. Даже в самые тяжелые времена священник и художник находили в себе силы не только веровать, но и поддерживать друг друга напоминаниями о светлой пасхальной радости, увлекающей человека в «чистые струи <…> веры и церковной жизни». Таким настроением дышит ответное письмо протоиерея Владимира Воробьева из ссылки (22 августа 1934 года): «В Вашем творчестве я всегда ощущал не выраженные ярко и открыто, но бесспорные следы <…>
“Воскресной” проникновенности. Когда Ваша кисть касается природы, то ясно и неотразимо воспринимается “другая” природа. Печать изумительной чистоты и целомудрия, стройности и благолепности, печать именно озаренности — убедительно говорит, что эта природа “иная”,
у Вас нет бурелома и тинных болот, у Вас природа благоухает в своей красоте и “служит службу Богу”. Ваша природа — Храм Божий. Это — не искажение “вида”, это — не “подстриженный” пейзаж, это — иное восприятие, больше того, — это уже иное мироощущение. Не мир растления и смерти, а мир красоты и жизни. Откуда это? Ведь “естественным” путем такой мир не создать, это будет резкое нарушение реальности, а между тем Ваша природа реальна, кажется, что где‑то я видел сам эту Божью культуру, что она действительно есть, что она должна быть такой. “Новое
небо и новая земля” преподносятся взору верующего в такой именно целомудренной чистоте и стройности. Лично я Вас еще не знал, никогда до нашего знакомства о Вашей жизни не слыхал, но когда я смотрел Ваши картины, то всегда думал — какая чудная проповедь о Христе, какое
дивное сказание о Божьей красоте эти картины! Какова должна быть светлой и чистой вера этого художника! С чувством глубокой удовлетворенности и благодарности к Вам я уходил от Ваших картин. Теперь для меня понятно Ваше вдохновение и Ваша кисть. Мне думается, что я не
ошибусь, если скажу, что в Вашей душе никогда не меркнет Свет Воскресения, что для Вашего художественного восприятия действенны только обновленные краски “воскресшей” природы, что все “смертное”, расстроенное, растленное уже побеждено и преображено в иное, прославленное состояние Воскресшим Начальником Жизни»…

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino