Поиск
  • 21.05.2018
  • Бессмертный полк
  • Автор Ольга Юрьевна Ефимова, Юрий Александрович Ефимов, Алексей Михайлович Еганов

Дорогами войны с Германией и Японией

Дорогами войны с Германией и Японией

Иллюстрация: Афиша кинофильма «Парень из нашего города»


13-я годовщина комсомольской организации ГОЗ. Бюро комитета. А.А. Ефимов — крайний слева

Боевой путь майора Александра Александровича Ефимова (1912–1977).

Материал подготовлен по документам семейного архива и устным рассказам А.А. Ефимова.

До войны
Наш отец и дедушка Александр Александрович Ефимов был кадровым военным. До армии он трудился на Ленинградском государственном оптическом заводе, состоял членом комитета заводской комсомольской организации. В 1930‑х годах активно развивались авиация и танковые войска: руководство страны понимало, что грядущая война станет войной моторов. Поэтому большое внимание уделялось призыву в авиационные и танковые подразделения. Сделаться авиаторами или танкистами мечтали многие молодые люди. Когда объявили призыв на заводе, Александр Ефимов оказался в числе первых, кто подал заявление. Его приняли в Орловское бронетанковое училище, по окончании которого направили для прохождения службы в учебный полк при Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) Рабоче‑крестьянской Красной армии, располагавшейся в Лефортове (Москва) в помещении Екатерининского дворца. В конце
1930‑х годов полк перебазировался на зимние квартиры в Кунцево; летом он вместе с Высшими офицерскими курсами «Выстрел» выезжал на полигон Сенеж под Солнечногорском.

«Прыгающий танкист»

Особое положение в Красной армии занимали «сталинские соколы», среди которых выделялся Валерий Чкалов. В танковых войсках хотели иметь свой «аналог» Чкалова. Такой случай однажды представился Александру Ефимову. Во время учений легкий танк Т-26 под его командованием, разогнавшись, совершил с крутого высокого берега прыжок через речку и, хотя немножко не дотянул, угодив в прибрежное мелководье, но мотор не заглох, танк смог продолжить движение и поразить условного противника. Тогда речки для танков были непроходимы. Командование академии недоумевало: как же Ефимов преодолел водную преграду? Узнав, что прыжком, не поверило и назначило проверку, приказав Ефимову в присутствии специально созданной комиссии прыжок повторить. Незадолго до испытания ему заменили механика‑водителя, прислав новобранца, но зато обладателя грамоты лучшего тракториста области. Перед самым прыжком на краю обрыва тот испугался, тормознул; в результате танк свалился в реку — хорошо еще, что не перевернулся, стал на гусеницы, но полностью ушел под воду. Ефимов вылез из танка — а механика‑водителя нет! Несколько раз нырял, пока не вытащил. Еле откачали. Казалось, эксперимент не удался. Но тут комиссар полка заявил, что вины командира танка здесь нет, что все дело в замене механика‑водителя новичком, и произведена эта замена по его, комиссара, приказу «для большего эффекта». Начальство распорядилось повторить испытание через неделю. На сей раз Александр Ефимов сам сел за рычаги управления, и все прошло блестяще. Прыжок доказал надежность наших танков и возможность такого вот необычного их применения в сложных условиях боя. В академической многотиражке уже версталась посвященная этому статья на целую полосу, Ефимова собирались представить к награде или к присвоению внеочередного воинского звания. Но вмешался случай.
Друзья, сослуживцы — все молодые: «Надо это дело отметить!» Выпили, разгулялись,  накуролесили. Вмешалась милиция, командование академии получило от милицейского начальства соответствующее уведомление. Публикацию статьи отменили, вопрос о награждении, естественно, отпал. Благо, репрессий не последовало. Итак, «танковый аналог» Чкалова не состоялся. Но история на этом не закончилась. Продолжение последовало в кинофильме «Парень из нашего города» (1942), снятом по мотивам одноименной пьесы Константина Симонова. Ранее писатель приезжал в академию, но Ефимова не застал — тот как раз был на полигоне. Случай с «прыгающим» танком Симонову рассказал комиссар полка. Позже Ефимов
познакомился с исполнителем главной роли — любимцем миллионов советских зрителей Николаем Крючковым. В фильме есть два эпизода, взятых из жизни Александра Александровича. В одном из них танк, которым командует герой фильма, во время маневров
по вине механика‑водителя останавливается на мосту. Мост не выдерживает, и танк проваливается в реку. Командир трижды ныряет и в итоге спасает незадачливого подчиненного. В другом эпизоде через взорванный мост прыгают несколько танков — так, как некогда ефимовский Т-26…