restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Припоминать и разрабатывать свое»

«Припоминать и разрабатывать свое»

Иллюстрация: Слева — фасад Верхних торговых рядов, выполненный по проекту О.И. Бове


Ф.Я. Алексеев. Боярская площадка, или Постельное крыльцо и храм Спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле

Об архитектурных взглядах художника Василия Васильевича Верещагина (1842–1904).

29марта (9 апреля) 1887 года В.В. Верещагин послал П.М. Третьякову эскиз фасада здания Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве. К эскизу прилагалось письмо следующего содержания: «Многоуважаемый Павел  Михайлович, Вы получили или получите мой рисунок пером — мой проект нового Гостиного двора. Как увидите, в нем две галереи — одна внизу открытая, другая вверху закрытая. Наверху в павильонах оклады, светлые с окнами. Все здание укорочено и по месту должно быть растянуто по прямой линии с сохранением форм, то есть павильонов. Покажите, пожалуйста, этот рисунок Вашему брату и городскому голове — я в ужас прихожу при мысли, что могут восстановить тот “Гостиный”, который возобновлен в 1815.  Вас уважающий В. Верещагин»1. Брат Павла Михайловича, которому Верещагин просит показать проект, — это Сергей Михайлович Третьяков (1834–1892), московский городской голова в 1877–1881 годах; в письме речь идет о его преемнике на этом посту Николае Александровиче Алексееве (1852–1893). Проект Верещагина создавался еще до объявления Обществом Верхних торговых рядов соответствующего конкурса (15 ноября 1888 года); отсутствовал он и на самом конкурсе (15 февраля 1889‑го). В письме к М.Н. Собко — редактору‑издателю журнала «Искусство и художественная промышленность» — Василий Васильевич сообщал: «Что касается маленького проекта‑наброска торговых рядов в Москве, то я считаю нужным дать следующее объяснение: руководствовался я старыми постройками — Коломенским дворцом и другими, хотел начертить в большом виде, но чертежник опоздал и не представил. Полагая, что такое здание возводится не на 20–25 лет, а на сотни годов, я думал непременно отвести место для полудюжины лифтов (элеваторов), дающих возможность попадать в высшие этажи, особенно дамам, часто из‑за высокой лестницы избегающим магазинов, высоко расположенных. В тех же видах придания ценности второму этажу я хотел устроить 2–3 крылечка, так как по задним лестницам тоже неохотно поднимаются. Одно крылечко можно было бы называть красным, другое синим или иначе, для извозчиков: “Подъезжай к красному крыльцу”, “Жди у синего крыльца” и т. п. Не сделавши плана, я настойчиво говорил, чтобы обратили внимание на мое предложение лифтов и крылечек, иначе верхние этажи потеряют в цене, но не приняли этого совета во внимание, и теперь, несмотря на музыку и диваны, которыми стараются заманить публику на верхи, эти последние пустуют. Еще не поздно устроить лифты (можно бы пристроить и крылечки), но рутинеры не решаются, и Общество Верхних торговых рядов несет громадные убытки. Прибавляю, что внизу я бы уничтожил галерею как отнимающую свет у лавок и переменил ее на большие окна. Я настаиваю на мысли крылечек и в особенности лифтов — торговцы скажут потом спасибо, потому что движение в рядах увеличится не вдвое, а втрое или вчетверо, а с тем вместе и лавки, теперь на ¾ не занятые, заполнятся товаром. <…> Три гнезда лифтов с 2‑мя, 3‑мя в каждом <…> сделали бы Верхние торговые ряды самым популярным местом для покупок — данные для этого в самом здании есть: оно светло, с массой воздуха»2. Старое здание Верхних торговых рядов, сооруженное в конце XVIII века, оказалось первым крупным общественным зданием Москвы, восстановленным в 1815 году после пожара 1812‑го. Его главный фасад, обновленный по проекту О.И. Бове, совершенно изменил облик Красной площади, но, что еще важнее, предопределил образный строй, пафос и содержание грандиозных градостроительных работ, развернувшихся после окончания войны с Наполеоном в Москве и в Петербурге, а также ориентацию на античные первоисточники с целью уподобить ансамбли обеих столиц форумам Древнего Рима. Таким образом, старое здание Верхних торговых рядов можно считать своего рода программным произведением; идеи, положенные в основу данного проекта, вдохновляли зодчих послепожарной Москвы, создавших новый центр Первопрестольной в стиле ампир. Столь же прямые ассоциации с античностью вызывала вторая из парадных московских площадей — Театральная. Всего этого не мог не знать Верещагин. Его эскиз фасада Верхних торговых рядов тоже, судя по всему, создавался как программный, но пафос был иной —  обращение к национальной художественной традиции. 1 октября 1886 года торговлю в рядах запретили. 20 сентября 1888‑го началась разборка здания. В марте 1889‑го жюри, рассмотрев поданные на конкурс проекты, присудило первую премию А.Н. Померанцеву. 21 мая 1890‑го состоялась закладка, а 2 декабря 1893‑го — торжественное открытие Верхних торговых рядов3. Следовательно, В.В. Верещагин составил свой эскиз в то время, когда окончательно уточнялась программа будущего строительства — и не только в части функциональной и конструктивно-технической, но и художественной…