restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск
  • 05.04.2018
  • Образы России
  • Автор Анна Филипповна Грушина, Кирилл Валерьевич Жижкевич

Негасимый свет древней обители

Негасимый свет древней обители

Иллюстрация: Махрищская общежительная пустынь. Литография. 1886 год


Панорамный вид монастыря с Троицким храмом

О Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре.

Вначале — небольшая географо‑статистическая справка. Село Махра Александровского района Владимирской области находится в 120 километрах от Москвы. До ближайшего города Карабанова — четыре километра, до Александрова — 15. Постоянное население — 223 человека. Летом еще не менее 100 дворов, волею судеб сделавшихся дачными, наполняются обитателями, и машин с московскими номерами на здешних дорогах становится едва ли не столько же, сколько с владимирскими. Зимой картина иная. Пейзаж в основном малолюден. Местный магазин по ассортименту продаваемых товаров больше напоминает придорожный киоск. На вопрос: «Отчего так? Село маленькое?» — отвечают: «Село‑то большое, да только, кроме монастыря, в нем вроде бы ничего и нет». И это правда. Монастырь для села — своего рода «махрообразующее предприятие». В обитель можно устроиться на работу — если, конечно, отказаться от спиртного и ненормативной лексики. Здесь можно приобрести вкуснейший хлеб монастырской выпечки и качественные молочные продукты. Наконец, сюда можно «в надежные руки» подкинуть домашнего питомца, возвращаясь по осени в городскую квартиру, — вот и живут в монастыре, по подобию кипрских, до сотни мурок всех мастей, образовавших новоявленную породу: махрские шарообразные. Словом, обитель для села — это «его всё». Она дала селу жизнь, сделала Махру известной на всем российском пространстве…
* * *
Основал монастырь в XIV веке преподобный Стефан Махрищский. В истории русского монашества то было особое время. Издревле монастыри возникали в городах и пригородах — как, например, Киево-Печерская лавра. Но эпоха правителей, твердо сидевших на киевском престоле, ушла. Русь переживала междоусобные войны и нашествия монголо‑татар. Сложившаяся ситуация вынуждала подвижников искать уединения в глухих нехоженых местах. Историк и религиозный мыслитель Г.П. Федотов отмечал: «Около столетия Русская Церковь не знает новых святых иноков‑преподобных. Единственно канонизуемая Церковью в это время форма святости — это святость общественного подвига, княжеская, отчасти святительская. Защита народа христианского от гибели заслонила другие церковные служения. <…> Новое подвижничество, которое мы видим со второй четверти XIV века, существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижничество пустынножителей». Монастырское монашество сыграло важнейшую роль в деле возрождения Руси. Здесь в первую очередь, безусловно, следует назвать преподобного Сергия Радонежского, смягчавшего «тихими и кроткими словами» нрав враждующих князей и  сплачивавшего их вокруг Димитрия Донского — победителя на Куликовом поле. Игумен земли Русской вдохновлял мирян на ратные и государственные свершения, иноков — на духовные подвиги. Среди тех, кого принято называть «Сергиевыми собеседниками», был и преподобный Стефан Махрищский. О детстве будущего основателя обители мало что известно. Мы даже не знаем его мирского имени. Родился он в Киеве в начале XIV столетия. Много позднее, составляя житие преподобного, игумен Свято-Данилова монастыря Иоасаф писал: «Растущу же ему во всяком благовеинъстве и чистоте и просвещенном разуме, и дошед совершенна возраста, желаяше иноческаго жития, бе бо от младых ногтей любя смирение. И тако отшед в Печерский монастырь и от сущаго ту архимарита постризается. Духовному своему отцу последуя в дневных убо и нощных правилех, в церкви прежде всего обретатися и последи всех исходити, на молитве же в церкви егда стояти ему послуша божественаго писания со всяцем вниманием и трезвением, нозе неподвижне имея, ниже от места на место преходя до отпущения пению, ниже очима своима пометая семо и овамо (туда и сюда. — Авт.)». Проведя немало лет в монастыре, Стефан отправился в Москву, где его радушно принял Великий князь Иван II Иванович Красный. Кто знает, окажись Стефан человеком иного склада, он мог бы стать духовником могущественного правителя. Но, с детства «любя безмолвие и смирение», преподобный взмолился: «О благоверный и христолюбивый самодержеце! Да ми повелит твоя держава во области царствия твоего устроити монастырь. Боголюбивый же самодержец <…> даст ему довольная вся, яже на потребу строения монастырска, и своя царская писания. <…> И милостыню доволну подаде и отпусти его». В 35 верстах от Свято-Троицкой обители у слияния рек Молокчи и Махры Стефан водрузил крест, поставил келью. Время проводил в уединенных молитвенных трудах. Постепенно о его подвижничестве разнеслась молва. К Стефану потянулись люди, желавшие обрести в нем духовного наставника. Так в 1353 году возникла обитель, настоятелем которой по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, стал Стефан и которую однажды посетил преподобный Сергий Радонежский, проведя здесь несколько дней в духовном общении со своим «собеседником». Из деяний преподобного Стефана отметим еще основание им на Вологодчине Авнежского Свято-Троицкого монастыря (не сохранился) и пострижение в рясофор новоначального инока Кирилла — будущего основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Стефан отошел ко Господу в 1406 году и был погребен в родной обители у стен срубленного им Троицкого храма.

* * *
В конце XV века монастырь горел. В огне погибли храм, трапезная, кельи. После этого обитель пришла в упадок. Ее расцвет начался в годы правления Ивана IV при ревностном и рачительном игумене Варлааме (?–1586), когда здесь взамен сгоревшего деревянного строился каменный храм во имя Живоначальной Троицы, были возведены новые кельи, гостиница для богомольцев. Ктитором выступал сам царь, о чем гласят записи в монастырской вкладной книге. Впоследствии вклады сюда делали цари Борис Годунов и Алексей Михайлович, императрица Анна Иоанновна. Во время сооружения фундамента под храм были обретены честные мощи преподобного Стефана. Над ними возвели церковь в его честь, позже ставшую северным приделом Троицкого храма. Игумен Варлаам руководил монастырем с 1557 по 1570 год, далее в сане епископа возглавлял Суздальскую и Тарусскую епархию, в 1583‑м удалился на покой в родную обитель, где и скончался. Прославлен в лике местночтимых святых Владимирской епархии (2000)…

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino