Поиск

Саратовский, он же Павелецкий

Саратовский, он же Павелецкий

Фото: Панорама Павелецкого вокзала. 2010 год


Открытка начала XX века

История московского Павелецкого вокзала.

Среди столичных вокзалов Павелецкий — не самый старый, не самый именитый, и написано о нем совсем немного. Как же появился он на юго‑востоке Москвы, в местности, называемой Кожевники? В XIX веке была построена крупнейшая частная железная дорога в России — Рязанско-Уральская. Она пролегла по просторам Черноземья и Поволжья, протянулась к области Уральского казачьего войска, прошла через Смоленск, Козлов, Тамбов, Пензу, Саратов, Астрахань и другие города. В 1900 году протяженность дороги достигла 3484 верст, что и по нынешним меркам впечатляет. Однако Москва оставалась в стороне от нее, в связи с чем правление дороги выступило с ходатайством о разрешении построить «вывозную» магистраль Павелец — Кашира — Москва. Необходимость этой линии осознавала и Московская городская дума, которая с 1895 года активно обращалась во все инстанции с просьбой о сооружении рельсового пути от станции Павелец до города Москвы. Идею поддержал московский губернатор А.Г. Булыгин, считавший, что новая дорога «принесет несомненную пользу населению довольно значительного по размеру района Московской губернии». Между тем Общество Московско-Казанской железной дороги пропагандировало свой вариант трассы, выгодный более ему, чем Москве: ветка от Павельца должна была проходить через лежащий далеко в стороне Зарайск на соединение с уже существующей линией Москва — Казань. Вмешательство великого князя Сергея Александровича — московского генерал‑губернатора и дяди царя Николая II — нейтрализовало мнения сторонников казанского варианта в правительстве. За подписью великого князя на имя С.Ю. Витте была направлена телеграмма: «Ввиду интересов Москвы и Московской губернии убедительно прошу Вас на предстоящем совещании поддержать ходатайство представителя Московского земства о направлении новой ветки с Павельца на Москву через Каширу, <…> а не по городам Михайлов — Зарайск, <…> совершенно обходящей Московскую губернию». Окончательное решение оставалось за государем. Высочайшее утверждение последовало 21 мая 1897 года: сооружение Павелец-Московской линии поручалось Обществу Рязанско-Уральской железной дороги. Вопрос о строительстве Павелецкого вокзала и обустройстве прилегающей к нему территории не раз обсуждался городской управой и Министерством путей сообщения. Новый железнодорожный путь должен был войти в город с южной стороны между Серпуховским шоссе и Скотопригонной дорогой, затем направиться к северо‑востоку, пересечь Серпуховское шоссе, обогнуть Данилов монастырь, далее проследовать к северу через Даниловский и Жуков проезды, Гусятников переулок и окончиться, не доходя улицы Зацепы, где и предполагалось разместить пассажирскую станцию. Местность по правому берегу реки Москвы от Данилова монастыря до Зацепы представляла собой обширную затопляемую болотистую низину. Зимой это громадное пространство служило свалкой снега, весной там долго стояла талая вода, и громадные лужи не просыхали нередко до осени. С учетом данного обстоятельства до прокладки путей в низину было подсыпано свыше 70 тысяч кубометров грунта. Московская городская управа в своем докладе от 12 ноября 1897 года констатировала: «1. Как выяснилось подробными изысканиями, а равно собранными коммерческими данными, во всем Замоскворечье не имеется другого места, по своим размерам и протяжению допускающего расположение такой станции, которая, представляя конечный пункт весьма большой сети железных дорог на юго‑восток и юг России, отвечала бы своим устройством и количеством путей нуждам товарного и пассажирского движения столь большого центра, как город Москва. 2. Избранное расположение станции Москва Рязанско-Уральской железной дороги находится в ближайшем расстоянии от торгового центра города Москвы, а именно: от Красной площади до товарной станции 3,5 версты, до пассажирского вокзала 3 версты, то есть менее, нежели до какой‑либо из существующих станций других железных дорог, кроме нового Курского пассажирского вокзала, стоящего на 200 сажен ближе». Вокзал заложили осенью 1898 года близ церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Флора и Лавра на Зацепе), а полномасштабное строительство развернулась весной 1899‑го. Установить имя автора проекта еще два десятилетия назад было непросто. Во всех тематических изданиях, включая «Железнодорожную энциклопедию», оно отсутствовало. Пришлось пересмотреть множество архивных документов. Наконец в Центральной научно‑технической библиотеке МПС мне встретился «Альбом чертежей гражданских сооружений новых линий Рязанско-Уральской железной дороги», где на листе с рисунком Павелецкого вокзала четко выведено: «Архитектор А. Красовский». Сейчас можно сомневаться, являлся ли этот вокзал украшением города, но что здание было заметное, — бесспорно. На старых открытках Павелецкий вокзал красив и по‑своему наряден. Построен он по канонам того времени: здание симметричное, с повышенным центром, высокие окна, пропускающие много света, широкий и удобный подъезд. В центре — большой операционный зал, отделявший помещения пассажиров 1‑го и 2‑го классов от мест 3‑го класса…