Поиск

Путь художника

Путь художника

Иллюстрация: А.Е. Алексеев. Москва. Окружная. 1941 год. Холст, масло. 1966 год


На набережной. Весенний день. Холст, масло. 1958 год

Жизнь и творчество Адольфа Евгеньевича Алексеева (1934–2000).

В домашнем архиве Алексеевых есть фотография 1905 года, на которой запечатлена группа нарядно одетых мужчин и женщин. Годовалый ребенок на коленях у девушки в центре — это мой дед Евгений Климентьевич. Был он родом из семьи потомственных петербуржцев, проживавших на Гороховой улице. Сделал военную карьеру (до 1937 года служил в штабе командарма И.П. Уборевича). Однажды его командировали в Москву, где по вечерам он посещал каток на Патриарших прудах. Во время одного из таких посещений дедушка познакомился с коренной москвичкой Анастасией Петровной — ненароком наехал коньком на ее длинную юбку, чем и дал повод для первого разговора. Вначале Алексеевы жили в Ленинграде. У них родился сын. Имя Адольф отец дал ему в честь тогда еще дружественных отношений между СССР и Германией. Каково пришлось обладателю этого имени через несколько лет, нетрудно представить. Чтобы отбиваться от недоброжелателей, мальчик всерьез занялся боксом (его тренером был знаменитый боксер, неоднократный чемпион СССР Н.Ф. Королев). До Великой Отечественной войны Алексеевы, у которых появились еще две дочки, перебрались в Москву и поселились на Брянской улице у родителей Анастасии Петровны. С началом боевых действий дед ушел на фронт. Бабушка в то время трудилась начальником АТС Большого Театра, и все заботы о младших сестрах легли на плечи старшего брата. Атмосферой изобразительного искусства Адольф был окружен с детства: его дед работал декоратором в Мариинском театре, оформлял интерьеры квартир и загородных домов Петербурга. Рисованием мальчик начал заниматься в находившейся недалеко от дома изостудии Дворца пионеров, которую курировал известный художник А.М. Михайлов, впоследствии рекомендовавший моего отца в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Суриковском институте. Своих учителей Адольф Евгеньевич всегда вспоминал с душевной теплотой, однако во время учебы не любую критику с их стороны принимал безоговорочно. Как‑то педагог по рисунку Н.К. Соломин — один из опытнейших рисовальщиков Москвы — поправил работу юного Алексеева, а назавтра увидел, что тот полностью стер исправления. В 1953 году, окончив школу, отец поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Все его педагоги являлись приверженцами социалистического реализма, среди них — К.М. Максимов, П.И. Котов, В.П. Ефанов. Влияние этих мастеров потом скажется на живописи Адольфа Евгеньевича. Также в годы учебы он увлекался творчеством Н.И. Фешина — виртуоза рисованного и живописного портрета. В 1956 году А.Е. Алексеев на III Молодежной выставке в Манеже представил картину «Смоление сетей» (впоследствии ее напечатали в журнале «Огонек») — плод летней практики в городе Конаково на Волге. В этой же выставке участвовали Т.Т. Салахов, В.И. Иванов, Н.И. Андронов, братья А.А. и П.А. Смолины — будущие корифеи «сурового стиля», влияние которого отец позднее также испытал. Его работы периода «хрущевской оттепели» полны лиризма, теплоты, задушевности. Такой была и дипломная картина «Братск начинается». Создавая ее, отец вдохновлялся полотнами К.А. Коровина и А.Е. Архипова. В 1959 году по окончании института Алексеева приняли в недавно организованные Творческие мастерские Академии художеств. Там Адольф Евгеньевич продолжил совершенствоваться под руководством строгого и требовательного наставника — тогдашнего президента Академии Б.В. Иогансона. В это время отец пишет серию «Московские ремесленники» (картины «На платформе»,  «Репетиция», «В кафе», «Из похода» и другие). Еще студентом он женился на Тамаре Борисовне Назаровой и в одну из практик отправился в рязанскую деревню Катино к Тамариной бабушке Доне (так звали ее родные; имени‑отчества я, к сожалению, не помню). В Катино отец писал портреты, натюрморты, сельские пейзажи. Некоторые из этих работ стали прообразами последующих. Особо хочу отметить холст «Ленинградка», где на первом плане изображена бабушка Доня. Кстати, брат моей матери, К.Б. Назаров, также был художником (подробнее см.: Романтик и реалист // Московский журнал. 2018. № 1. С. 88–96). Вместе с ним отец ездил на берег Белого моря, откуда привез серию «Порт Владимир», получившую хорошие отзывы специалистов и место на одной из московских выставок…

На платформе. Картон, масло. 1959 год

Ленинградка. Холст, масло. 1989 год

В бытовой комнате. Картон, масло. 1970-е годы

Из серии «Портреты современников». 1960-е годы