restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır cialis fiyatı cialis viagra fiyatları viagra krem

Поиск

«Русская публика — самая восторженная из всех…»

«Русская публика — самая восторженная из всех…»

Иллюстрация: Вид города Олбани с реки Гудзон. Открытка предоставлена В.Г. Холодновым


А.И. Ладюрнер. Вид части Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце. Холст, масло. 1838 год. Государственный Эрмитаж

О московских и петербургских гастролях канадской оперной певицы Эммы Альбани (1873/1874 и 1878/1879).

Несколько лет назад, просматривая издания Университета Оттавы (Канада), я обратила внимание на небольшую статью под названием «Канадка в Москве в 1873 году»1 — о выступлении на сцене Императорского Большого театра Эммы Альбани. Автор статьи музыковед Ж. Потвэн считает, что Альбани (1847–1930) — «первая канадская певица, получившая мировое признание»2, а гастроли в России (1873/1874) явились важной ступенью ее восхождения на оперный Парнас. Остановившись в Москве в гостинице Дюсо, Альбани писала парижскому музыкальному издателю Ж.-Л. Эжелю: «Мой успех здесь был еще больше, чем в Санкт-Петербурге. Вечером после дебюта меня вызывали 40 раз3, и так каждый вечер — театр всегда полон, и я очень довольна. <…> Мое исполнение арии Амины “Ah, non giunge”4 бисировали, и я была совершенно “в голосе”. “Лючию”5 приняли с таким же воодушевлением. Теперь мое главное желание — завоевать подобный успех в роли Офелии6. В Санкт-Петербурге я опять ее репетировала, и сцены, и пение, а затем еще и здесь, и, надеюсь, все получится! Для этой роли я заказала красивые костюмы»7. Настоящее имя певицы — Мари-Луиза-Сесиль-Эмма Лаженесс. Старшая дочь скромного приходского органиста в местечке Шамбли под Монреалем, она благодаря таланту, упорному труду и поддержке отца в конце концов стала примадонной лондонского «Ковент-Гардена». Потвэн насчитал 43 исполненные ею в 40 операх партии, отметив, что Альбани гастролировала во всех обитаемых частях света; выступала на оперной сцене до 1896 года, а затем до 1911‑го концертировала. Выпустила книгу мемуаров «Сорок лет пения» (1911), где, в частности, вспоминала свой московский дебют на сцене Большого театра (1873): «Я пела в Москве в девяти спектаклях с ноября до Рождества, когда там заканчивается театральный сезон, и имела счастье понравиться русской публике, которая, в противоположность их холодному климату, добросердечна и отзывчива. <…> Я пела в Москве в “Сомнамбуле”, “Гамлете”, “Лючии”, и в мой последний вечер‑бенефис — в “Риголетто”. В этот последний вечер губернатор, князь Долгорукий8, который был завсегдатаем оперы, находился в своей ложе и послал мне великолепный букет камелий и роз. По окончании оперы абоненты лож преподнесли мне роскошную корзину цветов, к которой был прикреплен футляр для ювелирных украшений, и в нем большая бабочка из бриллиантов и рубинов с тельцем из необыкновенно крупного изумруда. Цветы сыпались на сцену отовсюду бесконечным потоком, пока не покрыли ее почти целиком»9. Канадцы своей соотечественницей гордятся: в Шамбли установлена памятная стела, выпущена почтовая марка с портретом Эммы Альбани, с 1934 года существует стипендия ее имени для начинающих вокалисток, в честь певицы назван один из кантонов (округов) канадской провинции Квебек. Конечно, в России Эмму помнят гораздо меньше. На русском языке об этой исполнительнице удалось найти лишь две небольшие заметки: в «Музыкальной энциклопедии» (1973)10 и энциклопедическом словаре «Опера» (1999) Е. Цодокова11. В них обнаружились существенные расхождения со статьей Потвэна — фактологические и хронологические неточности. Например, указание, что Альбани «по национальности француженка». А ведь Потвэн, проведя специальное исследование, доказал: предки певицы еще в XVII веке переселились из Бретани в Новую Францию (ныне — канадская провинция Квебек); таким образом, наша героиня — уроженка Канады в седьмом поколении12. Продолжая поиски сведений о русских гастролях Эммы Альбани, я узнала, что в Музее Большого театра соответствующие афиши отсутствуют. Не оказалось никаких материалов и в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, и в Отделе нот и звукозаписей РГБ. Однако коллеги-канадоведы передали мне ксерокопию изданной в 1874 году небольшой книжечки журналиста Н. Лежандра «Альбани (Эмма Лаженесс)»13. Там есть следующие строки: «Слава выдающейся артистки достигла самодержавной столицы Севера, и 15 октября 1873 года14, опережаемая молвой о своей известности — столь блестящей, сколь заслуженной, Альбани впервые явилась на театральных подмостках Санкт-Петербурга в присутствии Великого князя Константина перед пуб ликой из знати, не замедлившей оценить канадскую диву. Это не был успех, это не был триумф, это были настоящие овации, крики “браво!”, восклицания, топот — никакие слова не способны в точности живописать исступленное восхищение, которое молодая певица вызвала у восторженной толпы. На сцену из лож так и сыпались цветы, венки, драгоценности. И тут же внезапно при первых звуках голоса этой чаровницы воцарялась тишина, трепещущие сердца умеряли свои порывы, однако мало-помалу возбуждение вновь нарастало, овладевало всем залом, и с последней нотой музыкальной фразы выплескивалось в исступленных аплодисментах. Никогда еще здешний театр не знал такого воодушевления, и самим сынам Италии, исполненным огня и страсти, едва ли удавалось добиться такого лихорадочного возбуждения. Каждое появление Альбани — в “Сомнамбуле”, “Риголетто”, “Марте”15, “Линде ди Шамуни”16 — заканчивалось таким же триумфом, такими же овациями. Это было грандиозное зрелище: дочь снегов Канады, воспламеняющая жителей льдов России. <…> Это был целый урожай рублей, венков и драгоценных камней, но что явилось превыше всего, так это невероятные почести и признание, которые гораздо дороже золота, цветов и бриллиантов»17…

 
superbahis safirbet polobet maltcasino interbahis grandbetting dinamobet celtabet casinomaxi casinometropol galabet jojobet perabet aresbet asyabahis betnano bets10 casinomaxi casinometropol galabet jojobet marsbahis mobilbahis mroyun perabet imajbet betmarino