Поиск

Дар государыни-инокини

Дар государыни-инокини

Фото: Троицкая церковь в селе Губычево Ростовского района Ярославской области. Фотография П. Лабутина. 2017 год


П.Д. Бучкин. Углич. Церковь Дивная при закате. Открытка

История обретения уникального музейного экспоната.

Жарким летом далекого теперь уже 1966 года меня, тогда научного сотрудника Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, командировали в Угличский и соседние с ним районы Ярославской области. Целью подобных командировок в разные области России являлся поиск икон, книг и других предметов старины. Дело в том, что в результате «хрущевских гонений» на Церковь по всей стране было закрыто около десяти тысяч православных храмов. При этом хранившиеся в них ценнейшие древние иконы, документы, уникальные старопечатные издания и другие реликвии нередко расхищались, а чаще попросту уничтожались. Их требовалось срочно спасать. В начале экспедиции мы вместе с одной из сотрудниц Угличского краеведческого музея выехали на обследование церкви в село Губычево Ростовского района. Тамошняя церковь, недавно закрытая, оказалась, к счастью, еще не разграбленной. В ней среди прочего мы обнаружили чтимую православную святыню — вериги преподобного Иринарха Ростовского, вывезенные сюда из закрытого после революции Борисоглебского монастыря близ Ростова Великого1, целый ансамбль праздничных икон «ярославских писем» (иконописных школ) конца XVII века, не древнюю, но высокохудожественную мозаичную икону, насколько теперь помню, святителя Николая. Большинство этих вещей было передано в Угличский краеведческий музей, а для Рублевского я отобрал лишь напрестольное Евангелие с вкладной записью. Помню, как тем же вечером при тусклом свете гостиничной лампы со все возраставшим волнением разбирал этот выполненный затейливой старинной скорописью текст, расположенный по нижнему полю: одно слово через каждые несколько страниц. Собранный воедино, он читается следующим образом: «Лета 7136 (1627. — В. С.) октября в 2 день сию книгу святое Евангелие напрестольное, печать московская, пожаловала дала государыня великая старица инока (так. — В. С.) Марфа Ивановна на Углеч (так. — В. С.) в монастырь2 в дом великому чюдотворцу Алексею (так. — В. С.) митрополиту Московскому и всей Русии при строителе того монастыря Мисаиле (так. — В. С.) с братьею, и за тое государынино жалованье о ее государынине многолетье и здравии в молитвах поминати по монастырскому уложению, дондеже и настоящая обитель и в монастыре служение (далее в тексте пропуск. — В. С.). А подписал сие святое Евангелие по приказу строителя старца Мисаила того ж Алексеевского монастыря Гаврилец Алексеев»3. Не требовалось особой учености, чтобы догадаться, кем была «государыня великая старица» Марфа Ивановна. Этот вклад сделала мать первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича — в миру Ксения Ивановна Шестова. Родившаяся в 1560 году, она в 1585-м вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова — двоюродного брата царя Федора Иоанновича. Последнее обстоятельство послужило причиной драматических событий в жизни супругов и их маленького сына Михаила, появившегося на свет в 1596 году. В конце XVI столетия, когда при Борисе Годунове Романовы подверглись опале, Федор Никитич как возможный претендент на царский престол вместе с женой был насильственно пострижен в монашество с именем Филарет. Ксения Ивановна в иночестве получила имя Марфа. В 1601 году пятилетнего Михаила сослали в Белозерский край, а его мать — в Заонежье. С тех пор пути бывших супругов разойдутся. Филарету суждено будет в скором времени занять высшие посты в церковной иерархии России. В 1608–1610 годах он уже — митрополит Ростовский и Ярославский, но, «нареченный» в патриархи Московские, в 1611 году пленен поляками. Из плена Филарет вернется в 1619-м, тогда же взойдет на патриарший престол и вступит в совместное с сыном управление Московским государством, приняв еще и титул «Великого государя». Гораздо более скромной, но не менее драматичной окажется судьба инокини Марфы. Несколько тревожных лет они с сыном проведут сначала в Москве (1610–1612), удерживаемые там поляками, затем в костромском имении — селе Домнино, где ценой собственной жизни их спасет местный крестьянин Иван Сусанин. В марте 1613 года они получат известие об избрании шестнадцатилетнего Михаила Романова на царство. Пережитые испытания закалят и без того твердый характер государыни-инокини. В первые годы правления сына она окажется главной его советчицей во всех государственных делах. В 1627 году в угличском Алексеевском монастыре закончилось строительство одного из самых замечательных памятников древнерусского зодчества — трехшатровой Успенской церкви. Эта церковь,  названная современниками «Дивной», сохранилась до наших дней. Ей-то и пожертвовала великая старица Марфа «книгу святое Евангелие» с приведенной выше вкладной записью…