Поиск
  • 19.02.2018
  • Труды и дни
  • Автор Владимир Александрович Бессонов

Три судьбы на сломе эпох

Три судьбы на сломе эпох

Фото: Похороны Н.Е. Баумана 20 октября 1905 года. Фотография А.И. Савельева


Отъезд Николая II из Александровского военного училища на Знаменке 10 декабря. Фотография А.И. Савельева. Искры. 1914. № 49

О сотрудниках газеты «Русское слово» и журнала «Искры» Милане Михайловиче Бойовиче (1872–1917), Алексее Ивановиче Савельеве (1883–1923), Викторе Александровиче Никольском (1875–1934).

Упоминавшийся ранее Алексей Иванович Савельев был одним из лучших фотографов Москвы. Происходил он из бедной крестьянской семьи (село Бородино Московской губернии). Рано отправился «в люди», устроившись подмастерьем в фотоателье М.И. Грибова, где постигал тонкости «светописи». Владелец ателье Михаил Иосифович Грибов хорошо знал Милана Бойовича, поскольку публиковал в журнале «Искры» «специальные фотографии»: войсковой парад в Москве на Театральной площади 11 апреля 1903 года, торжества в Петербурге у памятника Петру I, смотр полков московского гарнизона 13 мая 1904 года и другие. Потом Алексей Савельев поступил на работу в только что (1903) отстроенную архитектором А.Э. Эрихсоном при участии инженера В.Г. Шухова типографию И.Д. Сытина на Пятницкой улице, 71–73. Его фототипии на темы городской жизни стали появляться в иллюстрированном приложении к газете «Московский листок», чуть позже — в западных периодических изданиях. Некоторое количество работ А.И. Савельева осело в Российском государственном архиве кино-фотодокументов и в Государственном музее Л.Н. Толстого; куда делись собранные им за долгие годы многочисленные стеклянные негативы, сказать трудно. Скоро ему предложили повышение — должность в крупнейшей российской газете «Русское слово». Его снимки, публиковавшиеся в том числе и на страницах журнала «Искры», — ценнейший источник при изучении истории трех российских революций — 1905–1907 годов, Февральской и Октябрьской. Первая, к примеру, запечатлена более чем на 150 фотографиях: баррикады на Лесной и Большой Бронной улицах, подожженная мебельная фабрика Н.П. Шмита на Пресне, горящая типография И.Д. Сытина на Пятницкой улице, университет на Моховой в дни забастовки, жандармерия у Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры, похороны Н.Э. Баумана 20 октября… Много внимания Савельев уделял спорту (встречи московских футбольных команд «Морозовец» и «ЗКС» с петербургским «Унитасом»; поле с травяным покрытием на Стромынке, имеющее скамейки и отдельный павильон с раздевалкой; беговые дерби на Центральном ипподроме, первые междугородние автомобильные гонки и др.). Делал фоторепортажи об открытии памятника первопечатнику Ивану Федорову, «нового памятника царю‑миротворцу Александру III», монументов генералу М.Д. Скобелеву на Тверской площади и ученому‑лесоводу М.К. Турскому в Петровско-Разумовском37. Чтобы обеспечить иллюстрациями только один майский номер журнала «Искры» за 1913 год, фотографу, судя по всему, пришлось исколесить пол-Москвы. Зато он смог показать читателям, например, базар‑ярмарку Общества при лечебнице для грудных детей на Новинском бульваре и детский праздник древонасаждения в слободке Александровке у Немецкого (Введенского) кладбища. Вообще Первопрестольная в фотографиях А.И. Савельева — тема особая (в 1914 году он принял участие в выставке‑конкурсе «Ушедшая и уходящая Москва», организованной Русским фотографическим обществом, и удостоился медалей). Площади пустынные и запруженные, улицы, переулки, тупики, бульвары, церкви, строящиеся новые дома и старые особняки, магазины, пешеходы, машины, пролетки, переполненный трамвай (впереди видны Красные ворота, слева возвышается «тучерез» Ф.И. Афремова38), фотоэтюд Кремля при лунном освещении39, сгоревший летом 1917 года частный театр К.Н. Незлобина40, пожары в Малом театре (1914), в типографии Сабашниковых на Тверском бульваре41…