Поиск

Романтик и реалист

Романтик и реалист

Иллюстрация: К.Б. Назаров. Весенний день в Москве. Бумага, автолитография. 1962 год


Переход. Бумага, темпера. 1961 год

О художнике Константине Борисовиче Назарове (1933–1981).

Во второй половине 1950‑х годов в советском искусстве наблюдалась смена тенденций. Художники постепенно отходили от стремления к иллюстративности, назидательности, нарочитой помпезности, обращаясь к будничным непарадным сюжетам. В поисках натуры они отправлялись на великие стройки, рыболовецкие суда и атомные ледоколы, в путешествия с геологическими и фольклорными экспедициями. Именно в это время начинал Константин Борисович Назаров — выпускник Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Занимаясь на графическом факультете, он являлся одним из лучших учеников мастера литографии Е.А. Кибрика — автора иллюстраций к повести Р. Роллана «Кола Брюньон», «Легенде об Уленшпигеле…» Ш. Де Костера, «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя. Назаров много ездил по стране. Бывал на строительстве гидростанций, металлургических заводах, шахтах, химических предприятиях, нефтяных промыслах, у рыбаков, военных моряков, пограничников. Делал дорожные и полевые зарисовки — материал для будущих картин. В итоге появились серии «Сибирь» (1958), «Рыбаки Арктики», «Завод “Серп и молот”» (1964), «Большая химия» (1966–1967), «Хибины» (1967), «Белое море» (1967–1968), «Пограничники Заполярья» (1968), «Нефтяники Сибири» (1972)…
Особое место в творчестве Константина Борисовича заняла тема Москвы 1940–1960‑х годов. Он с любовью изучал закоулки и дворики столицы — бараки в районе площади Ильича и шоссе Энтузиастов, быт людей Новодеревенской улицы. В цикле, посвященном Москве, формат картин становится меньше, перспектива — проще, холодные цветовые гаммы сменяются теплыми, силуэт человека лепится мягче. Художника по‑прежнему интересуют люди труда, но запечатлевает он их после работы на фоне уличных фонарей, витрин, низких окон с деревянными наличниками. Родился К.Б. Назаров в Москве. Детство и отрочество пришлось на годы Великой Отечественной войны. Написанные в 1956 году К.М. Симоновым строки оказались близки Назарову и людям его поколения:

Зима сорок первого года —
Тебе ли нам цену не знать!
И зря у нас вышло из моды
Об этой цене вспоминать.
И все же, когда непогода
Забыть не дает о войне,
Зима сорок первого года,
Как совесть, заходит ко мне.

Остро чувствуя связь с прошлым, Назаров создает на рубеже 1950–1960‑х годов множество военных листов: серии «Москва военная», «Крыши Москвы », «Парад 7 Ноября», «Строительные батальоны», «От Москвы до Берлина». Каждой своей работой автор подчеркивает, что миссия освобождения от захватчиков, возложенная на русского солдата, священна. Произведения Константина Борисовича имели большой успех у публики, экспонировались на многих всесоюзных, республиканских и московских выставках. Он участник Международной биеннале 1967 года в Париже. Тогда же берлинский Музей изобразительных искусств приобрел его картины, представленные на выставке «Неделя Балтийских стран» в Германии. Сегодня произведения мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Вологодской областной картинной галерее, художественных собраниях Иркутска, Ярославля, Павлодара, Мурманска, Ангарска, а также в частных коллекциях.

На заводском мосту. Переход. Бумага, линогравюра. 1962 год. Государственная Третьяковская галерея

Рабочие будни. Бумага, автолитография. 1950-е годы

Шоссе Энтузиастов. Бумага, автолитография. 1962 год