restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Энергичный самоотверженный общественный деятель»

«Энергичный самоотверженный общественный деятель»

Фото: М.И. Комаров с выпускниками Музыкально-драматического училища во дворе Введенской церкви близ Новинского Вала. Москва. 1900 год


О московском актере, библиофиле, фотографе Михаиле Ивановиче Комарове (1874–1955).

Михаил Иванович Комаров родился в Москве. Его отец был крестьянином деревни Торбеево Хатунской волости Серпуховского уезда Московской губернии. В 1900 году Михаил завершил обучение в Музыкально‑драматическом училище Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС) по классу профессоров В.И. Немировича-Данченко, А.А. Федотова и Ф.А. Ухова. Чуть ранее это заведение окончили О.Л. Книппер и В.Э. Мейерхольд, которого Комаров считал своим другом. Имея невысокий рост и простоватую внешность, Михаил Иванович не мог рассчитывать на «выигрышные» роли. В Москве начать карьеру не получилось, и он уехал в Архангельск, где известный актер Владимир Васильевич Чарский (Чистяков) держал антрепризу. В 1901 году Комаров впервые выступил на сцене архангельского городского театра в роли Старенького князя (пьеса Л.Н. Антропова «Блуждающие огни»). Рассчитанная на невзыскательного зрителя, антреприза, видимо, не удовлетворяла Михаила Ивановича, мечтавшего о больших серьезных работах. Из Архангельска он отправился в Луганск, далее были Киев, Бердянск, Ярославль, Баку, Томск, Красноярск, Грозный, Тифлис, Полтава, Царицын, Тамбов, Сызрань, Кременчуг, Астрахань, Воронеж, Владимир, Рязань… Выступал в амплуа простака, комика, характерного героя, играл Оргона («Тартюф») Фамусова («Горе от ума»), участвовал в постановках пьес «Арказановы» А.И. Сумбатова-Южина, «Ведьма» В.О. Трахтенберга, спектакля «Братья Карамазовы» по роману Ф.М. Достоевского. Иногда возвращался в Москву, где числился в списках актерской биржи, снимал квартиры на Долгоруковской улице, в проезде Смоленского рынка, Девятинском и 3‑м Троицком переулках. В 1897 году Русское (с 1932 года — Всероссийское) театральное общество открыло «биржу театрального труда» — своеобразный «профсоюз актеров», активным деятелем которого стал М.И. Комаров: он вел протоколы собраний, оказывал юридическую помощь артистам, занимался организацией столовой с бесплатными и удешевленными обедами для неимущих тружеников сцены. При этом Михаил Иванович не оставлял надежды прочно осесть в Москве или Петербурге, с каковой целью в 1911 году писал В.Э. Мейерхольду: «Многоуважаемый Всеволод Эмильевич! Прошу извинить для нашего старого знакомства мое беспокойство. Не можете ли Вы указать на меня Петербургской дирекции [Императорских театров]? Положим, Вы меня не знаете теперь. Но я готов отказаться от всех результатов 10‑летней провинциальной деятельности и начать все с начала, если бы мне только удалось зачислиться в Императорскую труппу. Насколько помнится мне, я к Вам не попал только потому, что в Киев к Бородаю1 [поступил] <…> раньше, чем узнал о том, что Вы сняли (? — Д. У.) Херсон2. Кроме этого, у меня хранится Ваше письмо от 1898 года с предложением служить в Пензе, но бесплатно, чего я не мог сделать за отсутствием денег. Из приведенных воспоминаний вывожу, что ко мне как к сценическому деятелю Вы относились с доброжелательством. Смутно вспоминается еще “Ольгушка из подьяческой”3, в которой для экзамена Вам хотелось, чтобы я играл за Вас. <…> Эти обстоятельства и понудили меня побеспокоить Вас. Понятно, я могу только просить Вас об этом как о большом одолжении. Если бы у Вас была хотя бы какая-нибудь возможность сделать это, сделайте во имя нашего близкого былого знакомства. <…> От положения и от большого оклада я откажусь, если явится возможность устроиться в Питер. Прошу, настоятельно прошу об этом. <…> P.S. Мы были когда-то на “ты”, но прошло так много [времени], что я не мог решиться писать по-прежнему»4. Комаров просил покровительства и у А.И. Сумбатова-Южина: «Пользуюсь Вашим любезным советом время от времени напоминать о себе. Я представлялся Вам как знакомый барона Н.В. фон Дризен5. И в один из своих визитов оставил Вам и свой репертуар (комические и характерные роли), и свое curriculum vitae (краткая биографическая справка, букв. пер. с лат. — “ход жизни”. — Д. У.). Настоящий летний сезон я снова служу в антрепризе С.А. Соколова6 в Астрахани режиссером и актером на амплуа “комика”. По окончании сезона я выезжаю в Москву, где побеспокою Вас своим визитом. Пока же прошу Вас не забывать обо мне на случай каких-либо перемен в составе труппы Малого театра»7…