Поиск

Лагранжи

Лагранжи

Фото: Маргарита Лагранж. 1910-е годы


Р.Г. Судковский. На берегу моря. Холст, масло. 1882 год. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Об одной художественной династии.

От моей тети Елизаветы Ивановны Таль (1904–1964)1 у меня остался ее портрет, выполненный масляными красками на плоской морской гальке и оправленный в рамку из обветшавшего кожаного ремешка. Однажды, отогнув край ремешка, я обнаружила автограф художника: «М. Лагранж», а вверху еле различимую надпись: «Ялта». Когда-то тетя рассказывала, что в 1920-х годах в Ялте на пляже к ней подошла женщина, отрекомендовавшаяся художницей, и предложила написать портрет — видимо, нуждалась в деньгах. Никогда больше Елизавета Ивановна эту женщину не видела и ничего о ней не знала. Портрет, кстати, получился очень удачный, сходство и настроение были переданы точно. Фамилия «Лагранж» меня заинтересовала. Стала искать в интернете, где всплыло достаточно информации о художнице Маргарите Руфиновне Лагранж. Нашлись подробные (вплоть до номера телефона) сведения и о ее внуке — Владимире Руфиновиче Лагранже, известном фотохудожнике. Преодолев некоторую робость, я позвонила: – У меня есть портрет, написанный в 1920-х годах вашей бабушкой. Хочу вам его показать. Через несколько дней Владимир Руфинович перезвонил и пригласил приехать к нему. Я отправилась — благо живет он с женой Ниной Петровной недалеко от моего дома. Хозяева — из старой московской интеллигенции, ныне почти вымершей, — оказались очень приятными гостеприимными людьми. Так через 90 лет внук художницы встретился с племянницей ее модели. И я погрузилась в интереснейшую драматичную историю художественной династии Лагранжей. Маргарита Руфиновна Судковская-Лагранж (1884–1972) родилась в Петербурге. Ее отец — выдающийся живописец-маринист академик Руфин Гаврилович Судковский (1850–1885) — происходил из семьи священника Херсонской епархии протоиерея Гавриила Дионисьевича Судковского. Наиболее известны его картины «Буря близ Очакова» (1882), «Очаковская пристань» (1881), «Дарьяльское ущелье» (1883), «Штиль» (1884), «Прозрачная вода» (1879–1884). В годовалом возрасте девочка лишилась отца, скоропостижно скончавшегося от сыпного тифа. Он похоронен в родном городе Очакове. На могиле установлен бюст, выполненный по эскизу жены. В настоящее время в Очакове действует Музей маринистической живописи имени Р.Г. Судковского. Мать Маргариты — Елена Петровна Самокиш-Судковская (урожденная Бенард. 1862–1924), дочь военного инженера, выпускница петербургского Павловского института — брала частные уроки живописи у В.П. Верещагина2, продолжила обучение в Гельсингфорсской художественной школе, затем (1885) в частной парижской академии Жюля Бастьен-Лепажа. В Петербурге с 1882 по 1918 год состояла членом Первого дамского художественного кружка. Занималась станковой живописью и графикой. Участвовала в крупнейших выставках вместе со своим учителем В.П. Верещагиным, И.Е. Репиным, И.И. Шишкиным и другими корифеями того времени. Наибольшую известность ей принесли книжные иллюстрации — прежде всего к произведениям А.С. Пушкина. Очень много рисовала она для журнала «Нива», в том числе оформляла рождественские и пасхальные номера журнала, делала рисунки к цветным календарям, выпускавшимся «Нивой» в качестве новогодних приложений, иллюстрировала детские книги — «Конек‑горбунок» П.П. Ершова и другие. Ее работы публиковались в столичных журналах и на почтовых открытках. Шедевром книжного искусства считается роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями Е.П. Самокиш-Судковской (1‑е издание — СПб., 1908). В 1889 году Елена Петровна вторично вышла замуж за известного художника‑баталиста, также академика живописи Николая Семеновича Самокиша (1860–1944)3 Супруги часто работали вместе. Стены одного из залов Витебского (до революции — Царскосельского) вокзала в Петербурге украшены выполненными ими в 1911 году панно, посвященными истории Царскосельской железной дороги. Они сотрудничали с издательствами А.Ф. Девриена, М.О. Вольфа, П.П. Сойкина, А.Ф. Маркса, участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (СПб., 1901), Коронационного сборника4. Декоративное оформление последнего создал Н.С. Самокиш, большую часть иллюстраций — Е.П. Самокиш-Судковская, удостоенная за эту работу высочайшего подарка и медали на голубой ленте. 12 ноября 1906 года Маргарита «была повенчана законным браком с корнетом запаса гвардейской кавалерии, потомственным дворянином» Владимиром Владимировичем Лагранжем5 — потомком погибшего в 1812 году в России французского полковника Ла-Гранжа и его жены — представительницы знатного неаполитанского рода Чиккини6. В браке родились сыновья Ростислав (1911–1963), Руфин (1912–1948) и дочь Любовь (1917–1983). Маргарита обладала твердым, решительным характером. Ее привлекали техника, ремесла. По просьбе девочки родители приглашали к ней в качестве учителей мастеров слесарного, столярного, сапожного дела. В итоге она самостоятельно изготовила мебель для своей спальни, стачала сапоги офицеру, отправлявшемуся в 1914 году на фронт; в 1915‑м первой из женщин Петрограда села за руль автомобиля. Все эти навыки пригодились Маргарите в тяжелые послереволюционные годы. Однако главным ее занятием неизменно оставалась живопись. Писала она пейзажи, натюрморты, портреты, с особой любовью — цветы…