Поиск

«Списатель»

«Списатель»

Иллюстрация: Страницы Изборника Святослава. 1073 год


Автограф Александра Михайловича Ратшина. 1819 год. Изборник Святослава 1073 года // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 256. № 356. Л. 189

О художнике, церковном археологе, исследователе и копировщике древних рукописных книг Александре Михайловиче Ратшине (предположительно 1780-е — после 1852).

Развитие науки и культуры в нашей стране, в том числе формирование принципов научного книгоиздательства, в первой трети XIX века теснейшим образом связано с именем просветителя и мецената графа Николая Петровича Румянцева (1754–1826), являвшего собой «яркий пример гуманитарно мыслящего государственного деятеля»1. К числу его важнейших заслуг относится организация научного сообщества, известного под названием Румянцевского кружка («Румянцевской дружины», «Румянцевской академии»)2 — «штаба отечественной славистики»3, по выражению современного исследователя. Действительно, вокруг Н.П. Румянцева объединились видные историки, археологи, филологи, археографы, ставшие первооткрывателями и публикаторами многих уникальных книжных памятников и произведений древнерусской литературы, авторами капитальных научных трудов по славянской и древнерусской письменности: А.Х. Востоков, И.И. Григорович, К.Ф. Калайдович, П.М. Строев, А.Ф. Малиновский, Н.Н. Бантыш-Каменский, А.А. Флоров, В.Г. Анастасевич, Ф.П. Аделунг, Х.А. Лерберг, П.И. Кеппен, митрополит Евгений (Болховитинов) и другие. Одним из главных направлений деятельности Румянцевского кружка была археографическая работа, включавшая поисковые экспедиции по России с целью обследования церковных и монастырских библиотек, приобретения рукописей и книг у частных владельцев, антикваров, букинистов, а также описание книжных собраний4. В 1817 году во время одной из таких экспедиций два члена кружка — историки‑археографы К.Ф. Калайдович и П.М. Строев5 — посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, где обнаружили «драгоценный памятник <…> нашей словесности»6 — Изборник Святослава 1073 года — одну из древнейших датированных русских рукописных книг7, созданную по заказу сына Ярослава Мудрого Великого князя Святослава. Изборник Святослава, написанный на пергамене дьяком Иоанном и его помощником, поражает монументальностью художественного облика и богатством содержания8. Эта роскошная рукопись имеет несколько миниатюр, одна из которых — групповой портрет семьи киевского князя Святослава: он сам, его жена и сыновья Глеб, Давид, Роман, Ярослав. В книге четыре архитектурных фронтисписа, в арочных пространствах которых изображены святые отцы и подвижники Церкви — авторы произведений, вошедших в состав Изборника. Фронтисписы по сторонам украшены рисунками (стилизованные цветы, павлины, фазаны, куропатки). На полях — фигуры девицы, зверя, крылатого грифона, знаки зодиака. Текст предисловия обрамлен орнаментальной рамкой. Помимо многоцветных заставок и концовок, в рукописи также много изысканных инициалов. Убористым красивым древнерусским уставом в два столбца написаны тексты: первый в русской литературе трактат по поэтике, перечни разрешенных и запрещенных книг, извлечения из ветхозаветных книг и Евангелия, ответы на различные вопросы исторического, философско‑богословского, нравственного характера…9 Получив известие о находке, Н.П. Румянцев начал хлопотать о ее передаче в Московский архив Коллегии иностранных дел. Здесь к копированию памятника с целью подготовки будущего издания10 приступил Александр Михайлович Ратшин. А.М. Ратшин — один из самых малоизвестных сотрудников Румянцевского кружка. Оставленное им наследие характеризует его как незаурядного художника, гравера, исследователя древних рукописей. Крайне скудные сведения о нем можно найти в трудах современников и соработников по кружку. Так, например, А.Х. Востоков упоминает Ратшина как копииста11, Д.А. Ровинский — как автора рисунка «Вид Николаевского Песношского общежительного монастыря, состоящего Московской губернии в Дмитровском уезде, с юго‑восточной стороны», гравированного А.А. Флоровым12, В.П. Козлов — как «московского сотрудника Румянцева» (наряду с художниками‑граверами братьями А.А. и С.А. Флоровыми13), сыгравшего ключевую роль в создании «не только со всею точностью, но и с удержанием <…>ошибок» копии Святославова Изборника14. В подписи к одной из выполненных им работ Александр Михайлович указал свой гражданский чин — «коллежский секретарь»15. Чин невысокий, но отметим, что его присваивали только лицам, окончившим высшие учебные заведения…