restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Самораскрытие

Самораскрытие

Фото: Выступает Н.А. Тюрин. Москва. 31 января 2008 года. Фотография Андрея Кошелева


Акварель Н.А. Тюрина

К 90-летию певца и художника Николая Александровича Тюрина.

Николай Тюрин — певец милостью Божией. Сколь бы пафосным ни казалось это определение, оно, на мой взгляд, самое точное. Однако вот что удивительно: за свою долгую жизнь Николай Александрович так и не обрел громкой известности. Не задаваясь вопросом, почему, поставлю другой: надо ли здесь видеть лишь неудачу артиста? Вспомним Пушкина:
Что слава? — яркая заплата
На ветхом рубище певца…
Такова многошумная известность. Да только долго ли на «ветхом рубище» продержится заплата? Жизнь ее коротка. А вот в кругу знатоков и тонких ценителей певческого искусства имя Николая Тюрина славно и почитаемо. Да, он мало знаком широкой публике. Отчасти и потому, что не имеет пробивного характера: не мелькал на телеэкранах, не подвизался в Московской филармонии. Как следствие, обойден материальным достатком — живет более чем скромно. «Отчего туговаты на ухо отечественные покровители да меценаты? — спрашивал в статье о певце его друг и аккомпаниатор, гитарист‑виртуоз А.В. Ширялин (1938–2011). — От лени, равнодушия или потребительского отношения к живительным истокам незаурядной души?» И сам же отвечал: «Незаурядная душа и не напомнит о себе, не то что иные, которые постучатся назойливо и подобострастно. Кто же самодостаточен, кто не участвует в тараканьих бегах “музыкантов по вызову”, тех не замечают»1. Анатолий Владимирович, конечно, прав, но он не мог не знать, что Тюрин (как я слышал не раз от самого певца) абсолютно не жалеет об этом! Подлинные же (не «туговатые на ухо») ценители, повторяю, его давно заметили. По свидетельству литературного критика и историка Вадима Валериановича Кожинова (1930–2001), принимавшего непосредственное участие в творческой судьбе Николая Тюрина (организовывал грамзаписи, концерты), вдова писателя М.М. Пришвина Валерия Дмитриевна, человек высочайшей культуры, после выступления Николая Александровича поклонилась ему в пояс и сказала, что это третье великое событие в ее жизни: первое было, когда она слушала Шаляпина, второе — Собинова2. «В творчестве Тюрина, — писал Кожинов, — совершается чудо воскрешения песни. Он именно поет, а не “исполняет” народные песни и романсы, поет от себя, поет здесь и сегодня, а не реконструирует некое условное прошлое»3. Впервые это «чудо воскрешения» я имел счастье прочувствовать в 1997 году. Сказать, что сотрудников редакции журнала, куда пригласили певца, покорило его пение, значит ничего не сказать: потрясенные, они оказались не в силах сдержать слезы. Посему меня не удивляет следующий кожиновский рассказ: «Было время, я добился аудиенции у заместителя министра культуры и привел к нему прямо в кабинет Тюрина с гитарой. Высокий чин полчаса его слушал и плакал, затем обнял Николая Александровича и предложил ему всесоюзное турне с высокой категорией оплаты. Тюрин тогда отказался — не мог оставить без присмотра дочь. <…> Такой он человек»4…