Поиск

Художественная летопись ратного труда военных медиков

Художественная летопись ратного труда военных медиков

Иллюстрация: И.Е. Репин. Приезд Н.И. Пирогова в Москву на юбилей по поводу 50-летия его научной деятельности. Холст, масло. 1881 год


А.И. Вепхвадзе. Ранение П.И. Багратиона в Бородинском сражении. Холст, масло. 1948 год

К 75-летию Военно-медицинского музея.

В 1942 году в Главном военно‑санитарном управлении (ГВСУ) Красной армии приняли решение о создании музея военно‑медицинской службы. Его собрание должно было отражать, в частности, и деятельность военных медиков на полях Великой Отечественной войны. Сбор материалов начался уже с осенью 1943‑го. В Москву с Воронежского и Ленинградского фронтов посылались рисунки, фотографии, макеты, диаграммы и так далее. Первая экспозиция развернулась в столице, однако в 1945‑м согласно постановлению Государственного комитета обороны ее перевели в Ленинград. Сегодня художественный фонд музея включает в себя большое количество произведений живописи, графики и скульптуры XIX–XX веков, дающих возможность проследить развитие военной медицины в России. В собрании хранятся малоизвестные работы В.Л. Боровиковского, И.Е. Репина, Н.П. Богданова-Бельского, И.А. Владимирова, П.И. Геллера, П.П. Соколова-Скали, А.А. Дейнеки, В.Я. Боголюбова, М.К. Аникушина, В.В. Крестовского, В.И. Мухиной, других мастеров. Особое место занимают портреты выдающихся деятелей, стоявших у истоков отечественного здравоохранения. Одна из жемчужин коллекции — портрет барона А.И. Васильева (1742–1807), главного директора Медицинской коллегии. Перед Алексеем Ивановичем лежит план здания Медико‑хирургической академии, виднеющегося на заднем плане. Президент академии П.А. Дубовицкий (1815–1868) изображен на картине кисти И.А. Тюрина. Имеется в музее картина И.Е. Репина «Приезд Н.И. Пирогова в Москву на юбилей» (1881) и копия выполненного Репиным же бюста великого хирурга (оригинал хранится в репинском музее‑усадьбе «Пенаты»). Илья Ефимович вспоминал: «Портрет и бюст были созданы мною без всякого заказа, и [я] даже думаю, что это навсегда останется моей собственностью. <…> Кому же нужен у нас портрет гениального человека (а Пирогов гениален)». (Список цитируемых источников помещен в конце очерка.) Множество полотен, что и понятно, написаны в батальном жанре. Их авторы представили события Азовских походов Петра I, крупнейших войн, в которых участвовала Россия: Северной (1700–1721), Отечественной 1812 года, Крымской (1853–1856), Русско‑турецкой (1877–1878), Русско‑японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918), Гражданской (1917–1923). Среди них: «Петр I перевязывает раненого под Азовом, 1696 год» (В.И. Передерий, 1950), «Победа русского флота на реке Амовже, 1704 год» (А. Шхонебек, первая четверть XVIII века), «Ранение П.И. Багратиона в Бородинском сражении» (А.И. Вепхвадзе, 1948), «Оказание помощи на поле боя» (Ф.И. Байков, XIX век), «Священник в окопе» (И.В. Владимиров, 1917), «Вынос раненого с поля боя» (П.И. Геллер, без даты), «Солдат в приемной врача» (Н.П. Богданов-Бельский, без даты), «Медсестра Е. Кузнецова оказывает помощь раненому, 1919 год» (П.П. Соколов-Скаля, 1930)…