Поиск

«Мертвые души» и цензура

«Мертвые души» и цензура

Иллюстрация: В.Г. Перов. М.П. Погодин. Холст, масло. 1872 год


Б.М. Лебедев. Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский. Бумага, тушь. 1946 год

К 175-летию выхода поэмы в свет (1842).

История прохождения через цензуру главной книги Н.В. Гоголя (жанр которой сам писатель обозначил как «поэма») — один из драматичных эпизодов гоголевской биографии. «Никогда, может быть, не употребил он в дело такого количества житейской опытности, сердцеведения, заискивающей ласки и притворного гнева, как в 1842 году, когда приступил к печатанию “Мертвых душ”, — свидетельствовал критик П.В. Анненков и далее не без остроумия замечал: — Тот, кто не имеет “Мертвых душ” для напечатания, может, разумеется, вести себя непогрешительнее Гоголя и быть гораздо проще в своих поступках и выражении своих чувств»1. 7 января 1842 года Гоголь сообщал критику, поэту П.А. Плетневу о судьбе поэмы в московской цензуре: «Удар для меня никак неожиданный: запрещают всю рукопись. Я отдаю сначала ее цензору Снегиреву, который несколько толковее других, с тем, что если он находит в ней какое‑нибудь место, наводящее на него сомнение, чтоб объявил мне прямо, что я тогда посылаю ее в Петербург. Снегирев через два дни объявляет мне торжественно, что рукопись он находит совершенно благонамеренной и в отношении к цели, и в отношении к впечатлению, производимому на читателя, и что кроме одного незначительного места: перемены двух‑трех имен (на которые я тот же час согласился и изменил) — нет ничего, что бы могло навлечь притязанья цензуры самой строгой. Это же самое он объявил и другим. Вдруг Снегирева сбил кто‑то с толку, и я узнаю, что он представляет мою рукопись в [Московский цензурный] комитет. Комитет принимает ее таким образом, как будто уже был приготовлен заранее и был настроен разыграть комедию: ибо обвинения все без исключения были комедия в высшей степени» (12, 7–8)2. После чего Гоголь в ироническом тоне пересказывает эти «обвинения». Не случайно именно Ивану Михайловичу Снегиреву отдает Гоголь рукопись «Мертвых душ». Влиятельный цензор, бывший профессор Московского университета, Снегирев снискал известность своими трудами по фольклору и этнографии. Биографы и исследователи творчества Гоголя редко упоминают это имя, между тем сочинения Снегирева оказали определенное влияние на писателя. Есть основания полагать, что исследование «Русские в своих пословицах», изданное Снегиревым в 1831–1834 годах, послужило одним из источников первого тома «Мертвых душ»…