Поиск

«Есть метро!»

«Есть метро!»

Иллюстрация: А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции метро «Дворец Советов». Наземный павильон. 1934 год


И.Г. Таранов. Эскиз поезда первой линии Московского метрополитена. 1930-е годы

Московский метрополитен: история замысла и его осуществления.

В начале 1930‑х годов Москва имела сеть трамвайных линий и около 200 автобусов. 90 % объема пассажирских перевозок приходилось на трамвай и 9 % — на автобус43. К этому времени население возросло по сравнению с дореволюционным периодом с 1,7 до 2,5 млн, а годовой пассажиропоток — с 247 до 820 млн человек44. Трамваи и автобусы не справлялись с такой нагрузкой. Москве грозил транспортный коллапс. Историк Н.М. Коробков так обрисовал проблему: «Непрекращающийся рост города при постоянном увеличении площади и населенности его пригородов, ежедневно бросающих к центру огромные людские массы, ставит определенные границы возможности количественного увеличения всех видов наземного транспорта. Движение автомобилей замедляется необходимостью идти вереницей, останавливаясь на перекрестках. Трамвайные линии по тем же причинам ограничивают свою пропускную способность: увеличение числа вагонов при необходимости сравнительно частых остановок, даже при очень четком и точном расписании, влечет за собой закупоривание путей и замедление скорости движения, а это, в свою очередь, несмотря на увеличенное количество занятых мест, понижает число перевезенных за день пассажиров. Пропускная способность улиц исчерпывается. Рост города и пригородов становится невозможным вследствие все больших затруднений транспорта. Оказывается необходимым изыскание новых путей движения. Это мыслимо сделать, лишь устраивая новые, внеуличные, пути — надземные или подземные дороги. Предназначенные исключительно для транспорта и совершенно закрытые для пешеходов, они позволяют регулировать движение и повышать скорость пропускаемых по ним поездов». Еще в 1923 году Моссовет образовал при Управлении московских городских железных дорог (МГЖД) Бюро по проектированию метрополитена. Его сотрудники провели геологические изыскания и к началу 1926 года подготовили проект подземки. В марте того же года отдел коммунального хозяйства Моссовета поручил составить проект немецкой фирме «Сименс-Бауюнион», чтобы сравнить его стоимость и возможности реализации с проектом МГЖД. Немецкие специалисты предложили проект метрополитена протяженностью 80,3 км, включавший 86 станций, из которых 17 являлись пересадочными. По финансовым соображениям приоритет был отдан проекту МГЖД, предусматривавшему в первую очередь прокладку линий Сокольники — Мясницкая — Центр (протяженностью 5 км), Тверская застава — улица Тверская — Центр (4,2 км), Смоленский рынок — Арбат — Воздвиженка — Центр (3,5 км), во вторую очередь — еще двух линий: полукольцевой от Арбата через Красные ворота до Таганской площади (9,4 км) и диаметральной от Крестовской заставы до Добрынинской площади (7,5 км). Расходы на строительство первой очереди, которое должно было завершиться к 1930 году, оценивались в 70 млн золотых рублей. Считалось, что метрополитен окажется весьма прибыльным и финансирование можно будет провести за счет выпуска 6‑процентного займа с 15‑летним сроком погашения, начиная с 1931 года. В сентябре 1928‑го Президиум Моссовета принял решение о создании акционерной компании. Однако мнения по поводу нужности метрополитена в среде партийного и советского руководства разделились. На страницах «Правды» развернулась острая дискуссия. Сообщалось, что сооружение метро «поставлено на практические рельсы», акционерное общество образовано, уже в 1928 году должны поступить инвестиции в размере 3,5 млн рублей, а всего ожидалось 55 млн. Тем временем Рабоче‑крестьянская инспекция (Рабкрин) поставила вопрос, действительно ли Моссовет прав в своем решении и не лучше ли пустить «метрополитенные» средства на возведение фабрик и жилья. Вскоре «Правда» известила читателей, что рабочие московских заводов против строительства метро. Газета опубликовала их письма, где утверждалось: сегодня есть вещи поважнее, чем метрополитен. В 1930 году в ходе инициированного «процессом Промпартии» поиска вредителей и саботажников аппарат МГЖД был подвергнут чистке, значительную часть проектировщиков арестовали. 31 декабря руководство МГЖД издало распоряжение о закрытии Бюро. Но идея, как говорится, не умерла. Пленум ЦК ВКП(б) 11–15 июня 1931 года в частности констатировал: «Работы по улучшению трамвайного хозяйства, его частичной реконструкции и расширению трамвайной сети, смягчая транспортные затруднения города, не разрешают общей проблемы развития пассажирского транспорта в Москве. <…> Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена»…