Поиск

«Знаток русской старины»

«Знаток русской старины»

Фото: Вид Флорищевой пустыни с северо-восточной стороны. Фотография из книги: Георгиевский В.Т. «Флорищева пустынь...»


Фреска Рождественского монастыря. Таблица из книги В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря». Иоанн Предтеча. Фрагмент

О выдающемся исследователе древнерусского искусства, педагоге, просветителе Василии Тимофеевиче Георгиевском (1861–1923).

Он был одним из троих сыновей священника, служившего в Судогде — небольшом уездном городке Владимирской губернии. Все братья Георгиевские учились во Владимирской духовной семинарии. Василий окончил ее в 1881 году и поступил на церковно‑историческое отделение Киевской духовной академии. Тогда в Киеве завершалось возведение стен Владимирского собора. В 1882 году художники, в числе которых был В.М. Васнецов, приступили к оформлению и росписи интерьеров. Василий как студент духовной академии имел возможность не только следить за ходом работ, но и погрузиться в проблемы современного ему иконописания, пообщаться с живописцами. Состоялось знакомство с Васнецовым. В 1896 году вышла статья В.Т. Георгиевского о произведениях Васнецова во Владимирском соборе, только что освященном. Название статьи — «Провозвестник нового направления в русской религиозной живописи» — стало хрестоматийной характеристикой художника, фигурируя практически во всех исследованиях, посвященных его творчеству. И в дальнейшем мнение В.Т. Георгиевского много значило для В.М. Васнецова. Однажды Виктор Михайлович, окончив очередной эскиз, признался в письме к другу — прозаику и драматургу И.Л. Щеглову-Леонтьеву: «От Георгиевского буду ждать впечатления ». Со своей стороны, Васнецов создал обложку, шрифты и внутреннее оформление книги В.Т. Георгиевского о фресках Ферапонтова монастыря (см. далее). Но все это произойдет много лет спустя, а пока после окончания Киевской духовной академии (1885) Василий Тимофеевич вернулся на родину. Преподавал во Владимирском женском епархиальном училище, одновременно заведовал библиотекой и древлехранилищем местного Братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, а также «активно окунулся в историкокраеведческую работу». Свою исследовательскую деятельность он начал с изучения жизни «замечательной личности Древней Руси» — князя Андрея Боголюбского, который, перенеся столицу из Киева во Владимир и основав в 1158 году знаменитый «град камен» Боголюбово, открыл «новую эпоху в исторической жизни русского народа». «Мощный гений» князя «вывел на историческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени — народность великорусскую». Благоверный князь «первым утвердил православие как государственную религию собираемой им великорусской народности, <…> первый изменил и самые начала жизни древней Киевской Руси, провозгласив идею самодержавия основой политической жизни русского народа». Все это Василий Тимофеевич изложил в книге, которую можно назвать и классическим научным трудом, и агиографическим сочинением нового времени…