Поиск

«Живется здесь писательской братии трудно…»

«Живется здесь писательской братии трудно…»

Иллюстрация: П.А. Нилус. В парке. Картон, масло. Одесский художественный музей


А.П. Нилус. Прогулка вдоль моря. Акварель. Частная коллекция

Письма художника, писателя, критика Петра Александровича Нилуса (1869–1943) к писателю, журналисту Николаю Яковлевичу Рощину (1896–1956).

Предлагаемые вниманию читателей «Московского журнала» письма относятся к начальному периоду эмигрантской жизни П.А. Нилуса и Н.Я. Рощина. Петр Александрович Нилус эмигрировал из России в 1920 году. Николай Яковлевич Рощин (настоящая фамилия — Федоров) сражался на фронтах Первой мировой войны, позже вступил в Белую армию. В 1919 году был ранен и вместе с госпиталем эвакуирован в Югославию. В Загребе обратился к литературной деятельности, печатался в хорватских газетах и журналах. В 1924 году переехал в Париж, в 1925‑м стал сотрудником газеты «Возрождение». В том же году по приглашению И.А. Бунина поселился на даче «Бельведер» (Грасс) и надолго сделался своим человеком в бунинском доме. Издал несколько сборников повестей и рассказов — «Горнее солнце» (1928), «Журавли » (1930), «Ведьма» (1939), роман «Белая сирень» (1937). Участник Французского Сопротивления (1940–1944), августовского (1944) восстания в Париже, удостоен ордена Почетного легиона. С окончанием войны стремился вернуться на родину. После указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1946 года «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…» получил советский паспорт и в декабре с первой группой реэмигрантов возвратился в Советский Союз. Работал журналистом в различных печатных изданиях. В 2015 году в Москве впервые издано его самое выстраданное произведение — «Парижский дневник». П.А. Нилус в поисках средств к существованию объездил многие страны Европы, жил в Болгарии, Загребе, Вене, Берлине, в 1924 году обосновался в Париже. С Н.Я. Рощиным он познакомился в Загребе. 1920‑е годы — период наиболее близких дружеских отношений Нилуса и Рощина, который, имея определенные связи в литературно‑художественных кругах, всячески содействовал публикации произведений и устройству выставок старшего товарища. Для ознакомления югославских читателей с личностью Нилуса Рощин запрашивает у него автобиографию и портрет. Автобиография (письмо от 1 августа 1924 года) представляет собой ценный документ, раскрывающий основные вехи творческого становления Петра Александровича. Письма Нилуса изобилуют подробностями жизни русских эмигрантов на чужбине. Особенно тревожит его судьба литератора В.И. Горянского, с которым художник подружился тоже в Загребе. Нилус сетует, что не может ничем помочь бедствующему Горянскому, пытается «пристроить» роман последнего с целью дать автору возможность хоть как‑то выбиться из нужды. Предельно точно в своих письмах Нилус передает ощущение растерянности русских беженцев, попавших в благополучную сытую Европу…