Поиск

«Есть метро!»

«Есть метро!»

Иллюстрация: Лубянская площадь. Открытка, входящая в цикл из восьми почтовых карточек «Москва будущего», или «Москва в XXIII веке», выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем». Из описания рисунка: «Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили...»


Картина Н.Н. Каразина, растиражированная в серии открыток «Город будущего»

Московский метрополитен: история замысла и его осуществления.

Идея сооружения в Москве скоростной наземно-подземной железной дороги родилась в конце XIX века в связи с появлением на окраинах города нескольких тупиковых вокзалов при отсутствии центрального. Такая схема затрудняла транзитное сообщение и связь окраин с центром, поскольку добраться с одного вокзала на другой можно было только на гужевом транспорте. Первым же в мире на путь строитель ства городских линий, предназначенных для механического транспорта, вступил Лондон еще в тот период отсутствия автомобилей, трамваев, автобусов.  Тогдашний Лондон занимал территорию около 300 квад ратных километров и имел обширные тесно с ним  связанные пригороды. Поскольку единственным механическим средством передвижения на тот момент являлся локомотив, было решено провести железную дорогу до центра города — Сити. В 1860 году компания The Metropolitan Railway приступила к сооружению подземного тоннеля, по которому предполагалось пустить поезда. Открытие линии, соединившей Bishop’s Road, Paddington и Farringdon Street, состоялось 10 января 1863 года (7 станций, протяженность 3,6 км). В 1872 году в Нью-Йорке началось соружение «элевейтора» — надземной железной дороги с паровой тягой. Здесь использовались надуличные пути на двухэтажных металлических эстакадах. Позже из‑за неудобства и некрасивого вида этих конструкций нью‑йоркцы тоже стали строить подземные линии. По названию вышеупомянутой лондонской компании «метрополитенами» в дальнейшем именовались внеуличные пути передвижения повсюду, кроме Америки и Германии, где в ходу до сих пор термины «подземная дорога», «надземная дорога». Вскоре строительством городских железных дорог озаботились и в России. В 1875 году инженер В.А. Титов предложил московским городским властям соединить подземной железной дорогой на паровой тяге Курский вокзал с торговыми районами — Лубянской и Трубной площадями, а затем вывести тоннель к Марьиной роще. Реализовать замысел помешала очередная Русско‑турецкая война. В 1890‑х годах в Москве началось проектирование окружной железной дороги с целью разгрузить Первопрестольную от транзитных пассажирских перевозок. Общество Рязанско-Уральской железной дороги составило проект двухколейного городского железнодорожного пути с трехколейной диаметральной линией, проложенной по тоннелю между Трубной площадью и улицей Ильинкой. Идею позаимствовали у Берлина, где таким способом в 1871–1882 годах удалось решить проблему тупиковых вокзалов. Встречный проект в 1897 году представил инженер А.И. Антонович. Он считал главным предназначением окружной дороги транспортировку грузов, а не пассажиров — последнюю должны были обеспечивать радиальные магистрали. Согласно проекту Антоновича трасса окружной дороги пролегала по предместьям Москвы, а шесть радиальных линий сходились в центре…

Картина Н.Н. Каразина, растиражированная в серии открыток «Город будущего»