Поиск

«Почти утраченный» художник

«Почти утраченный» художник

Иллюстрация: Т.Е. Мягков. Распятие. 1840-е годы. Московский храм святителя Николая в Кузнецкой слободе


Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столиком. 1844 год. Государственная Третьяковская галерея

О живописце, иконописце, реставраторе Тимофее Егоровиче Мягкове (1811–1865).

Биографические сведения о художнике скудны, множество его творений на сегодняшний день потеряны, погибли. Что‑то, возможно, не атрибутировано или хранится в частных собраниях. В связи с этим автор статьи будет благодарен читателям за любые сведения о наследии Т.Е. Мягкова.
* * *
Будущий художник родился в селе Теплое Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне — Липецкая область) в семье однодворца Егора Петровича Мягкова и его жены Агафьи Емельяновны. Как получилось, что Тимофей начал рисовать, кто учил его — неизвестно, но уже в 23 года он выполнил 10 больших картин и четыре образа для стен и алтаря церкви великомученика Димитрия Солунского в городе Данкове. Работы не сохранились, поэтому о работах ничего не известно, кроме названия и размера одной из них — «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами» (8,5×9,9 м). В то же время Мягков создал пять картин и 23 образа для данковской Георгиевской церкви (работы тоже не сохранились). Средства к существованию Тимофей Егорович добывал тем, что писал портреты местных помещиков — Бибиковых, Шнейдеров, Толстых — и священников (полотна до нас не дошли). В доме дворян Уздовских он познакомился с сенной девушкой Верой Денисовной Засыпкиной. В 1835 году молодые люди обвенчались в церкви Рождества Христова в подгородной Сторожевской слободе.
* * *
В 1832 году «с разрешения Его светлости князя Дмитрия Владимировича Голицына (тогдашнего московского военного генерал‑губернатора. — В. А.) один любитель‑художник, которого имя останется памятным для начала искусств в Москве, Ф.Я. Скорятин основал рисовальные вечера под названием Натурного класса при содействии художников А.С. и В.С. Добровольских и И.Т. Дурново, принявших на себя обязанность преподавателей без всякого  возмездия и впоследствии признанных от Совета Академии художеств академиками. Потребность народная к искусству сказалась тогда быстро — и вскоре число учеников возросло до того, что недоставало места для желавших учиться». В этот Натурный класс (позднее — Училище живописи и ваяния Московского художественного общества) Тимофей Егорович и поступил. Все годы учебы приходилось работать, чтобы содержать семью. Так, в 1836 году он пишет картины для церквей города Егорьевска и подмосковного Николо-Радовицкого монастыря, села Спасск Рязанской губернии. К тому же периоду относятся портреты Соломона Михайловича Мартынова (отца соперника М.Ю. Лермонтова на печально известной дуэли), генерала от кавалерии Степана Васильевича Перфильева и его брата Якова, князя Сергея Михайловича Голицына, иконостас храма Влахернской иконы Божией Матери в голицынском имении Кузьминки (портреты и иконостас не сохранились). В Кузьминках трудился архитектор Михаил Доримедонтович Быковский — позже пути Мягкова и Быковского еще не раз пересекутся…

Т.Е. Мягков. Страшный суд. 1840-е годы. Московский храм святителя Николая в Кузнецкой слободе