Поиск

«Ницца — рай…»

«Ницца — рай…»

«Ницца — рай…»


Ницца. Вид на старый город. Фотография А. Денисенко. 2010 годЭтим связям более полутора столетий. Обычно отмечают, что со второй четверти XIX века на Французской Ривьере (тогда она еще входила во владения Сардинского королевства) начали проводить зимние месяцы петербургские аристократы, а с 1850-х годов — лица царской фамилии.
Между тем еще в 1844 году имели большой успех, вызвав одобрительные отзывы в печати виднейшего тогда литературного критика В. Г. Белинского и начинавшего литературную карьеру Н. А. Некрасова «Очерки Южной Франции и Ниццы. Из дорожных записок 1840 и 1842 годов» писательницы М. С. Жуковой, изданные в 1844 году с иллюстрациями французского художника, почетного члена Российской Академии художеств Филиппа Берже.
М. К. Башкирцева. Автопортрет с палитрой. Холст, масло. 1880 годПримечательно, что в 1840-х годах первыми избрали Ниццу местом зимнего пребывания наиболее образованные, известные и своей литературной деятельностью аристократы — мемуаристка А. О. Смирнова (дочь французского эмигранта, коменданта одесского порта О. И. Россета), поэт и литературный критик князь П. А. Вяземский, писатель граф В. А. Соллогуб, семья музыканта графа М. Ю. Виельгорского — люди из окружения Пушкина. И именно в их кругу оказался приехавший сюда в 1843 году Н. В. Гоголь, писавший поэту В. А. Жуковскому: «Ницца — рай. <…> Я продолжаю работать, <…> набрасывать на бумагу хаос, из которого должно произойти создание «Мертвых душ». То есть лица, которых Жуковский в дневнике 1836 года (поэт тогда был воспитателем цесаревича — будущего императора Александра II) охарактеризовал как «русскую европейскую интеллигенцию» (здесь мы находим первое по времени употребление в таком смысле слова «интеллигенция», перешедшего затем в другие языки: на русское происхождение обретшего всемирное распространение термина указывает и словарь «Большой Ларусс»).
И. Э. Браз. Портрет Антона Павловича Чехова. Холст, масло. 1898 годИмператрица Мария Александровна впервые прибыла в Ниццу вскоре после окончания Крымской войны, в октябре 1856 года. С тех пор здесь стали появляться виллы великих князей, высшей знати. Здесь же поселилась фактическая супруга Александра II в последние годы его жизни княгиня Екатерина Юрьевская. В Ницце находилась и вилла побочной дочери императора Николая I Жозефины, вышедшей замуж за французского художника Фресино (полагают, что Л. Н. Толстой, характеризуя в «Хаджи-Мурате» Николая I, имеет в виду именно то любовное приключение императора, которое привело к рождению Жозефины).
С Ниццой многое связано в жизни писателя, философа, революционера А. И. Герцена. Здесь он жил, активно сотрудничая в радикальной зарубежной печати (часть его статей, как и огромного эпистолярного наследия, написана по-французски). В то же время он старается детей приобщать к русской культуре — сыну наказывает из Парижа: «Занимайся как можно больше русским языком. Ты никогда не забывай, что ты должен быть русский». Взяв на себя миссию «знакомить Европу с Русью», Герцен пишет книгу «Развитие революционных идей в России», вышедшую в 1851 году на французском и немецком языках. Книгой этой восхищался французский историк Жюль Мишле, признававшийся Герцену, что считает его «одним из самых выдающихся писателей на нашем языке». В Ницце Герцен пережил трагедию гибели в корабельной катастрофе матери и младшего сына, а затем и кончину жены. Похороны ее — погребальное шествие при факелах по вечерней Ницце — превратились в демонстрацию революционно настроенных эмигрантов из разных стран и местных жителей. Тогда, в мае 1852 года, у Герцена зародился замысел создания мемуаров; и в знаменитых «Былом и думах» описано и его пребывание в Ницце. Приезжает сюда Герцен в 1860-х годах. Как вспоминала его вторая суп­руга, Н. П. Тучкова-Огарева, Александр Иванович «очень любил южную природу; <…> в Ницце было много дорогих воспоминаний и могила, которую он никогда не забывал». Когда Герцен скончался в Париже (1870), прах его захоронили подле могил жены и детей в Ницце. К столетию со дня рождения Герцена, в 1912 году, у могилы произнес речь крупнейший российский социалист Г. В. Плеханов; в 1909-м могилу посетил В. И. Ленин.
Прибывший в Ниццу в 1864 году Ф. И. Тютчев нашел здесь душевное облегчение после тяжкой утраты, что отразил и в стихах.
Со второй половины XIX века французская Ривьера утвердилась и как центр российского «зимнего арис­тократического туризма». В то же время здесь все больше появлялось лиц интеллигентских профессий, тем более, что средиземноморский климат считался особенно благоприятным при легочных заболеваниях. Среди лечившихся в 1880-х годах — популярный в дореволюционной России поэт С. Я. Надсон. В Ницце начала писать свой получивший всемирную известность «Дневник» юная Мария Башкирцева (уже в ХХ веке «Дневником» увлеклась и Марина Цветаева, много жившая во Франции); в Ницце собраны картины умершей в 1884 году даровитой художницы. В построенном бароном фон Дервизом шато Вальроз со знаменитым парком этот меценат, стремившийся превратить Ниццу в «музыкальное святилище Европы», знакомил публику с русским музыкальным искусством. Несомненными свидетельствами того, что в Ницце была значительная русская колония, являются православные церкви: главный храм, созданный русскими архитекторами в память скончавшегося в Ницце в 1865 году наследника престола Николая Александровича — сына Александра II, посвящен святителю Николаю.
К. А. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина. Холст, масло. 1921 годВ Ницце останавливался для лечения А. П. Чехов в 1897-1898 годах и в начале 1901-го. Он сочинял здесь рассказы, по поводу чего в шутливом письме редактору газеты «Русские ведомости» В. М. Соболевскому от 17 октября 1897 года заметил: «Здешняя бумага (papier e’colier) имеет такой аппетитный вид, и так приятно покупать здесь перья, что трудно удержаться, чтобы не писать». В письмах своих из Ниццы он следующим образом характеризует французского писателя Эмиля Золя, привлеченного к суду за защиту Дрейфуса: «Как будто народился новый, лучший Золя. В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали». Именно в этом письме издателю и пуб­лицисту А. С. Суворину от 6 февраля 1898 года сформулирована особенно важная для Чехова мысль: «Большие писатели и художники должны заниматься политикой лишь настолько, поскольку нужно обороняться от нее». Здесь его портрет писал художник И. Э. Браз. Находящийся ныне в Третьяковской галерее портрет известен по миллионам воспроизведений — даже на обложках школьных тетрадок. В конце 1901 года в период репетиций в Московском художественном театре пьесы «Три сестры» Чехова снова «погнало на юг» ухудшившееся здоровье. В Ницце он дорабатывал пьесу. К. С. Станиславский вспоминал: «Бальзак венчался в Бердичеве — было прислано оттуда. <…> Вдруг пришлет маленькую сценку. И эти бриллиантики, которые он присылал, оживляли действие и подталкивали актеров к искренности переживаний». А в четвертом акте опустошившийся Андрей — брат сестер, разговаривая со старым лакеем Ферапонтом, произносил «великолепный монолог», объясняющий, что такое жена. И вдруг в театре получают записку, предлагающую заменить монолог «лишь тремя словами: — Жена есть жена!». В этой короткой фразе, по мнению Станиславского, «если вдуматься в нее глубже, заключается все, что было сказано в длинном в две страницы монологе». Чехов часто встречался с русскими старожилами этих мест -живописцем В. И. Якоби, профессорами М. Ковалевским и А. Коротневым, о чем Ковалевский написал воспоминания.
Вилла Батава в Болье, где лишенный права преподавания в Московском университете за свои либеральные взгляды М. М. Ковалевский поселился в 1889 году, стала местом притяжения для российской научной интеллигенции. Сюда приезжала математик, первая женщина — член-корреспондент Петербургской академии наук С. В. Ковалевская. Здесь выдающийся социолог, правовед, этнолог и видный общест­венный деятель М. М. Ковалевский написал крупнейшие свои научные труды, разработал план организации в Париже Русской высшей школы общественных наук, отсюда он выезжал читать лекции во многие страны мира. Другой русский профессор, Грасс. И. А. Бунин на вилле «Бельведер». 1926 годА. Коротнев, основал зоологическую станцию, традиционно возглавлявшуюся выходцами из России (М. Давыдов, Г. Трегубов). В Ментоне жил и популярный на рубеже веков скульп­тор Л. А. Бернштам — автор множества бюстов выдающихся россиян и французов, а также известной скульптуры, изображающей встречу Пет­ра I и мальчика Людовика XV.
На Лазурном же берегу, в Монте-Карло, утвердилась европейская слава Ф. И. Шаляпина и постоянными стали сезоны «Русского балета» Сергея Дягилева, прославившие русских танцовщиков, композиторов, художников. Недаром площадь в Париже у Гранд-Опера называется «Пляс Дягилев». Конечно, русские посещали знаменитое казино в Монте-Карло — и Чехов, и его друзья — один из основателей Мос­ковского Художественного театра Вл. И. Немирович-Данченко, драматург и актер Малого теат­ра А. И. Сумбатов-Южин, писатель И. Н. Потапенко; позднее Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий (это запечатлено в современных событиям документах и мемуарах).
В Ницце и близ нее творили выходец из России художник Марк Шагал (во время своего приезда в Москву в 1973 году подаривший Третьяковской галерее 96 офортов — иллюст­раций к поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, о сюжете которой писатель размышлял также в Ницце), французские живописцы Матисс, Леже — в жизни и творчестве обоих столь заметную роль играли женщины из России. То же можно сказать и о Пикассо (первая жена его танцовщица Ольга Хохлова похоронена в Каннах).
После 1917 года Лазурный берег оказался средоточием российской эмиграции: арис­тократия, генералитет, литераторы, художники, ученые… В 1926 году в Гримальди близ Ментоны организовал лабораторию с обширным питомником обезьян выехавший из России еще в 1880-х годах хирург С. Воронов, работавший в области пересадки половых желез. В Грассе с 1923 года по 1942-й жил классик нашей литературы И. А. Бунин, первый из российских писателей удостоенный Нобелевской премии. В Грассе же Бунин написал такие выдающиеся произведения, как «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь». Среди похороненных на кладбище в Ницце — известный московский живописец Ф. А. Малявин (его большое полотно «Бабы» украшает и поныне Третьяковскую галерею), поэт и литературный критик Г. В. Адамович.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis